Российский рынок созрел для создания кредитных бюро. К такому заключению пришли эксперты крупнейшего в мире бюро кредитных историй Experian, имеющее «дочек» в 11 странах. Новая организация Experian Interfax, если все пойдет так, как задумали его идеологи, заработает уже в марте.
Кредитная история в большинстве случаев представляет собой сводную информацию о фактах займов клиента и аккуратности их погашения. По сути, это некое досье, которое мечтает иметь любой кредитор, чтобы прогнозировать риск невозврата кредитных средств.
«Сегодня рынки потребительского и ипотечного кредитования растут, но пока банкам приходится тратить очень много времени и сил на изучение коммерческой биографии заемщиков», – жалуется президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян. В АРБ создано некоммерческое партнерство «Национальное бюро кредитных историй АРБ» (НКБИ), куда успели вступить около 30 банков. Правда, полнота информации членов НКБИ пока сомнительна – российским банкам не всегда выгодно «сдавать» с потрохами своих клиентов. Тем не менее потребность в достоверной информации о заемщике испытывают и они.
Джон Хэдлоу сообщил, что в Америке фиксируется 1,8 млн. заявок на получение кредитных историй в день. Потребности Великобритании в этом виде услуг составляют 2 млн. заявок в неделю, а африканские потребители кредитных досье запрашивают до 1 млн. каждый месяц. Мировая практика работы кредитных бюро предполагает выдачу заявок на кредитные истории как физическим, так и юридическим лицам. Сама же кредитная история в наиболее развитых организациях этого профиля представляет собой так называемую схему «три в одном», когда в заявке на одну кредитную историю содержится мини-досье из трех банков. Это гарантирует более объективную информацию о заемщике, чем если бы описание истории его кредитов было из одного источника. Таким же образом планирует работать и Experian Interfax.
Правда, эксперты отмечают, что бизнес и его «национальные» особенности в России состоят в том, что многие банки наотрез отказываются предоставлять информацию из своей клиентской базы. И потом: увидеть информацию о недобросовестных заемщиках хочет каждый, но не все заинтересованы в тиражировании компромата. Именно это свело на нет за последние 10 лет множество попыток иностранных представителей бизнеса в области торговли информацией о кредитных клиентах.