В середине января украинские рудокопы и металлурги подвели итоги прошлого года и обнародовали прогнозы на 2007 г. Как заявили на совещании балансовой комиссии Минпромполитики, в 2006 г. по сравнению с предыдущим годом был достигнут прирост 7% в производстве чугуна — по итогам года его выплавили 32,9 млн т, стали — 6% (41 млн т) и готового проката — 7% (36,2 млн т).
Горно-металлургическая идиллия
2006 г. металлурги отработали по оптимистическому сценарию, утвержденному в начале года, который предполагал выпуск 33 млн т чугуна, 41,4 млн т стали и 36,3–36,5 млн т проката. Пессимисты утверждали, что, учитывая многочисленные отраслевые проблемы (удорожание природного газа и энергоемкость производства, перебои с транспортом и ломом, а также локальные разборки между отдельными изготовителями железорудного сырья и покупателями их продукции), прирост в отрасли не превысит 1–2%, но оптимисты взяли верх. С отставанием по отношению к предыдущему году отработали только ферросплавщики и метизники. В прошлом году владельцы основного украинского производителя первых — Никопольского завода ферросплавов — долго не могли определиться со своим хозяйством, что отразилось на ритмичности работы предприятия, а метизники увлеклись борьбой за российский рынок и упустили появление на внутреннем рынке коллег из Китая. Зато отличилась трубная подотрасль. Несмотря на ограничительные меры, предпринимаемые по отношению к украинским трубникам на Западе и Востоке, прирост в данном виде производства по отношению к 2005 г. составил 14%. Всего изготовлено 2,6 млн т труб. По предварительным данным (полностью отчетность меткомбинатов в Минпромполитики проанализируют в феврале), в 2006 г. металлурги экспортировали 28,3 млн т металлопроката (+ 2,8 млн т по отношению к 2005 г.), а импортировано было 1,4 млн т металлопродукции (+ 0,5 млн т). Чистый доход ГМК составил 79,7 млрд грн.
В начале 2006 г. одним из факторов пессимизма в отрасли стал дефицит руды. Однако, несмотря на локальные ценовые конфликты между ее продавцами и покупателями (в основном ценового характера), рудокопам и металлургам в прошедшем году все же удалось договориться. Спрос на внутреннем рынке был удовлетворен за счет 19% прироста производства окатыша (всего его было изготовлено 20,87 млн т), 16% — агломерата (12,6 млн т), 7,1% — концентрата (56,154 млн т) и 4,8% — неагломерированной руды (16,22 млн т). По словам замминистра промполитики Дмитрия Колесникова, основной эффект отрасль получила от увеличения производства окатыша на СевГОКе, поворота на внутренний рынок концентрата Полтавского ГОКа, наращивания внутренних поставок неагломерированной руды КЖРК и агломерата «Миттал Стил Кривой Рог» (МСКР). Прирост в 7,1% (17,39 млн т) в изготовлении известняков достигнут в основном за счет Комсомольского рудоуправления.
Как оказалось, даже осенний дефицит отечественных углей коксующихся марок, вылившийся на отдельных комбинатах в недостаток кокса, не смог повлиять на возросшее в отрасли производство. В 2006 г. украинские коксохимики изготовили 18,9 млн т кокса (на уровне 2005 г.), а 1,15 млн т было импортировано из России, Польши и Китая. Отраслевые эксперты сообщают, что присутствие нынешней осенью на нашем рынке китайского кокса привело к превышению предложения над спросом, и это заставило «приватовские» «Баглейкокс» и Днепродзержинский коксохимзавод какое-то время сокращать производство. Впрочем, по словам гендиректора Ассоциации «Укркокс» Анатолия Старовойта, засилья китайского кокса в Украине ожидать не стоит, поскольку его далеко везти, а строительство новых мощностей на бывшей «Криворожстали» стабилизирует ситуацию.
Радиоактивный стриптиз
Но говорить о светлых перспективах отрасли не приходится. В Минпромполитики признают, что свои рекорды металлурги и рудари ставят, выжимая все соки из крайне изношенного оборудования. В настоящее время с превышением установленных сроков эксплуатации работает 80% доменных и мартеновских печей, 90% прокатных станов и 20% конвертеров. Примерно такая же изношенность оборудования на ГОКах. В минувшем году металлурги направили на модернизацию и техническое перевооружение отрасли 6,27 млрд грн. Однако в Минпромполитики считают такие объемы финансирования недостаточными. В конце января Дмитрий Колесников обещал представить метпредприятиям предварительный вариант новой стратегии развития отрасли на период до 2011 г. Судя по всему, в ней будут заново выписаны преференции предприятиям, внедряющим энергосберегающие технологии. Как уже сообщала «ДС», особенно актуальна сейчас замена природного газа на меткомбинатах пылеугольным вдуванием.
Как бы то ни было, даже с учетом изношенных мощностей и недостаточного финансирования модернизаций отечественный ГМК по собственной воле снижать производство не хочет. Но есть вероятность, что сделать это в нынешнем году его заставят конкуренты на внешних рынках. По словам первого замгендиректора объединения «Металлургпром» Виктора Лисового, в конце января в Парламентской Ассамблее Совета Европы возможно рассмотрение вопроса «о мерах по защите от радиоактивной украинской металлопродукции», инициированное семью странами (зачинщиками считают Россию и Великобританию). Впервые о несоответствии нашего металлопроката нормам радиационной защиты прошедшим летом заявило руководство экологического комитета Госдумы РФ.
Между тем, как говорит гендиректор Украинской ассоциации предприятий черной металлургии (УАПЧерМет) Дмитрий Белокуров, обвинения против металлургов не доказаны. По данным ассоциации, в 1999–2006 гг. российские экологи выявили около 300 случаев импорта из Украины товаров с повышенной радиацией, однако попадались на этих нарушениях в основном пищевики и строители, и ни разу — горняки или металлурги. Таким образом, все обвинения в свой адрес представители ГМК отвергли и назвали их черным PR. Но «отмыться» от них стране, у мирового обывателя ассоциирующейся с Чернобылем, будет не просто. Тем более что теоретически лом, из которого затем производится готовый прокат, может поступать не только из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС. По оценкам экспертов, там до сих пор присутствует около 1 млн т брошенных машин и механизмов, но и из шахт Желтых Вод, добывавших урановую руду, и отвалов Днепродзержинска, где в годы Союза эту руду перерабатывали.
Представители отрасли говорят, что уже сейчас наблюдаются случаи немотивированного отказа от закупок украинской металлопродукции не только в странах ЕС, но и в Африке, и на Ближнем Востоке. Но всерьез внешнеэкономические риски, связанные с радиацией, в отрасли, похоже, не воспринимают. На 2007 г. разработаны два прогноза производства. По пессимистическому сценарию изготовление основного первичного продукта черной металлургии — чугуна — сохранится на уровне 2006-го «идиллического» года или 33 млн т. По оптимистическому — металлурги выплавят 35,3 млн т или на 2,3 млн т больше. Хотя банальная арифметика показывает, что если стране не получится преодолеть последствия «радиоактивного PR», то поставить на внешние рынки произведенный металлопрокат в полном объеме не удастся. А поскольку экспортируется сейчас 78% изготовленной металлопродукции, потребить «лишнюю» на внутреннем рынке будет проблематично.
Автор: Ярослав Дмитренко
Источник: Деловая столица