Перспективы украинского рыка мобильной связи

Транснациональные мобильные операторы не придут в Украину, пока наш рынок не вырастет хотя бы до $10 млрд или на продажу не будут выставлены Киевстар и UMC.


Всего пятнадцать лет назад мобильные телефоны весили несколько килограммов и стоили $1-3 тыс., подключение обходилось в $850, а минута разговора стоила от $3,5-7. Сегодня операторы дарят телефон при подключении, сам аппарат уже не «чемодан с трубкой на веревочке», а компактное устройство, совмещающее функции телевизора, плеера, фотоаппарата и компьютера. Минута разговора обходится всего в $0,08. Контракты попытались проанализировать, что же будет с мобильной связью в ближайшие 5-10 лет.


В прошлом году руководство британского телекоммуникационного холдинга Vodafone объявило о рекордных убытках в EUR32 млрд и предупредило акционеров, что в 2007-м ожидает не роста, а падения продаж. Два года назад — в 2004-2005 финансовом году — холдинг получил чистую прибыль в размере EUR9,36 млрд. Компания связывает плохие финансовые показатели за отчетный период с переоценкой стоимости некоторых активов, преимущественно в Германии. Еще одной причиной убытков стала активная экспансия Vodafone на развивающиеся рынки Восточной Европы, Азии и Африки.
 
ГДЕ РАБОТАЕТ ПЯТЕРКА*
*Покрытие и число абонентов (млн) пяти крупнейших мировых телекоммуникационных холдингов. По данным открытых источников
Увеличить схему


Пример британцев показателен: потратив многомиллиардные суммы на приобретение телекоммуникационных активов по всему миру и выложив сотни миллионов за лицензии на связь третьего поколения, ведущие мировые операторы не получили ожидаемого роста доходов. Это в равной степени относится ко всем операторам большой десятки: от испанской Telefonica и немецкой T-Mobile до France Telecom, шведской TeliaSonera и мексиканской America Movil.


Проблемы роста


Убытки практически всех крупных телекоммуникационных холдингов в 2006-м закономерны. В прошлом году компании расплачивались за расширение географии своего бизнеса: 2005-й стал рекордным для телекомов по числу покупок. Только в Европе на поглощение локальных сотовых операторов было потрачено $135 млрд. Два года назад испанская Telefonica купила британского мобильного оператора О2 (обслуживает более 25 млн абонентов в Англии, Ирландии и Германии) за $31,3 млрд и 69,4% акций Cesky Telecom ($4,4 млрд). Это были наиболее крупные сделки 2005 года. На второе место попал Vodafone, приобретя за $3,5 млрд чешскую Oskar Mobil и турецкий Telsim за $4,6 млрд. На третьем месте — France Telecom, купивший 80% испанского сотового оператора Amena за $7,7 млрд.


Активная экспансия операторов продолжилась и в 2006 году. Vodafone заплатил $11,1 млрд гонконгскому Hutchison Whampoa за 67% индийской компании Hutchison Essar — четвертого оператора мобильной связи в Индии, контролирующего 16% рынка.


Но интерес крупных телекоммуникационных холдингов к развивающимся рынкам привел к переоценке активов локальных операторов и, как следствие, к убыткам корпораций-покупателей. К примеру, AT&T, крупнейшая компания связи США, и мексиканский сотовый оператор American Movil предлагали за 18% акций итальянского Telecom Italia сумму, на треть превышающую рыночную стоимость пакета.


Убытки от неприбыльных активов были бы менее заметны, если бы не неудачи с развитием технологий третьего поколения. Выложив за 3G-лицензии $100 млрд, многие компании так и не начали их развивать.


Для выхода из кризиса телекоммуникационные холдинги начали сокращать рабочие места и расходы на внедрение новых информационных технологий, замедлили экспансию и стали продавать неприбыльные активы. К примеру, Vodafone Group в прошлом году договорилась о продаже неприбыльного японского подразделения корпорации Softbank за $15 млрд. Ходили слухи о переговорах британцев с североамериканской Verizon о продаже доли Vodafone в СП Verizon Wireless (США), использующего технологии CDMA.


До этого британцы избавились от своей доли в швейцарской компании Swisscom Mobile. Японский NTT DoCoMo, как и американские SBC и AT&T Wireless, также распродал активы на других континентах и теперь работает на своих внутренних рынках. В 2007-2009 гг. они планируют увеличить доходы за счет внедрения конвергентной связи и развития дополнительных услуг — высокоскоростного интернета, мобильного ТВ и т. д.


На задворках Европы


К началу 2007-го вокруг Украины сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, практически в каждой стране, граничащей с нами, присутствует хотя бы один из операторов большой десятки. Например, в Венгрии работают Deutsche Telekom, Telenor и Vodafone — в общей сложности под «их крылом» находятся 10 млн абонентов. В Молдавии обосновался France Tеlеcom, владеющий долей местного оператора Voxtel. Польский рынок поделили Deutsche Telekom, Vodafone и France Tеlеcom. Румынский лидер — оператор Orange (актив France Tеlеcom), на его счету 8 млн подключений. В Словакии, помимо немецкого T-Mobile и французского Orange, недавно начал работу О2, принадлежащий испанской Telefonica. Казалось бы, каждый из этих операторов так или иначе заинтересован и в украинском рынке, хотя бы из-за гостевого или транзитного роуминга.


Тем не менее в Украине представлен только норвежский Telenor, владеющий контрольным пакетом Киевстара и долей в Украинских радиосистемах. В 2004-2005 годах компаниям первой десятки Украина была неинтересна из-за небольшого объема рынка. Даже в 2006-м, после двукратного роста абонентской базы и роста доходов населения, примерно 40 млн абонентов за 9 месяцев 2006 года принесли операторам около $4 млрд. Для сравнения: рынок Польши, где работают три из десяти гигантов, — это 34,5 млн пользователей и $5,4 млрд (за те же 9 месяцев). А в Нидерландах 16,9 млн абонентов за три квартала потратили на мобильную связь $5,9 млрд.


Скорее всего, крупным игрокам Украина может быть интересна только в двух случаях: если на продажу будет выставлен один из двух украинских лидеров или если украинский рынок дорастет до европейских показателей, т. е. примерно до $8-10 млрд выручки в год. Последнее случится не ранее 2010 года. Да и то не факт: пока ARPU на этом рынке только падает, а мобильной связью обеспечено практически все население. Что же касается продажи лидеров, то она маловероятна.


Собственники UMC и Киевстара — МТС, Альфа-Групп и Telenor соответственно — продавать свои активы не собираются. Кандидатами на покупку могли бы стать Астелит (ТМ life:)) или Украинские радиосистемы (ТМ Beeline). Но пока они вдвоем контролируют лишь около 10% украинского рынка и представляют не слишком большой интерес для транснациональных компаний.


Правда, операторы второго эшелона считают иначе. «Мне кажется, France Telecom активно присматривается к Украине, — говорит исполнительный директор Астелит Тансу Еэн, — у них большой опыт инвестирования в другие страны. Они могут зайти, купив компанию, войдя в союз с действующим оператором или создав виртуального оператора, арендующего чужие сети. Французы инвестировали и разработали много технологий, которые успешно работают в других странах. Почему бы им не адаптировать эти технологии в Украине?»


Автор: Надежда ГОНЧАРУК
Источник: Контракты

Добавить комментарий