Обзор рыбного рынка Украины

Мечты отечественных продавцов рыбы о «всеядных» и щедрых потребителях наконец-то начали сбываться. Украинский рыбный рынок растет ошеломляющими темпами. Но эйфории по этому поводу в отрасли не наблюдается. Несмотря на ажиотажный спрос на дорогие морские деликатесы и стабильный рост потребления традиционной для нашей страны сельди, поставщики оказались у разбитого корыта: стоимость бизнеса растет, а рентабельность его только снижается.


Рыбное место
Украина бьет рекорды по импорту рыбы. По данным компании «Скандинавия», если в 2005 г. в нашу страну было поставлено около 237 тыс. т даров моря, то в прошлом году цифра превысила 330 тыс. т. Ожидается, что по итогам нынешнего сезона отрасль продемонстрирует как минимум 30%-ную динамику. Основные объемы потребления обеспечивают традиционные сорта рыбы: почти 40% продаж приходится на сельдь, 10% — на хек, по 5% — на мойву, кильку и скумбрию. Но, как отмечает коммерческий директор «Скандинавии» Павел Соловьев, самый бурный рост наблюдается в сегменте дорогих сортов рыбы и морских деликатесов, поставки которых за прошлый год выросли в разы. К примеру, импорт лосося за последний год увеличился с 2,5 тыс. т до почти 5 тыс. т, креветок — с 850 т до более 8 тыс. т, пангасиуса — с 225 т до 7,4 тыс. т, сайры — с 127 т до 4,5 тыс. т. В очереди на статус рекордсменов — треска и форель, поставки которых, как ожидается, в нынешнем сезоне вырастут в несколько раз.


Победная поступь наших импортеров не осталась незамеченной иностранными партнерами. По словам менеджера по маркетингу в странах Восточной Европы Норвежского комитета по вопросам экспорта рыбы Юлии Сельесет, у них даже возникли подозрения, что украинские компании реэкспортируют продукцию в Россию и Молдову. В пользу этой версии сыграли и проблемы норвежских экспортеров с ввозом рыбы в РФ из-за претензий ветеринарной службы. Чтобы прояснить ситуацию, в нашу страну была командирована группа экспертов. «Наши подозрения не подтвердились: реэкспорт украинским компаниям финансово невыгоден, поэтому вряд ли возможен. За последний год в Украине действительно существенно выросло потребление дорогих сортов рыбы, что в немалой степени связано с развитием качественной продуктовой розницы», — говорит Юлия Сельесет. По ее словам, наш рынок становится все более интересным для поставщиков. К примеру, по объемам закупок сельди Украина вышла на третье место в мире после Японии и РФ, и, учитывая проблемы норвежцев с поставками рыбы в Россию, уже в этом году может претендовать на статус рынка №2. Как следствие, Норвежский комитет по экспорту рыбы впервые выделил рекламный бюджет в размере 3 млн крон (порядка $600 тыс.) для продвижения категории норвежских морепродуктов на территории нашей страны.


Директор компании «Международная группа морепродуктов» Олег Пуха считает, что увеличение платежеспособности украинцев и новые кулинарные традиции будут и в дальнейшем способствовать росту потребления дорогой рыбы и морских деликатесов. «Если год назад мы начинали поставки такой продукции с одной машины в неделю, то сейчас завозим четыре-пять, причем ассортимент продукции постоянно расширяется. К примеру, сейчас есть заказы не только на экзотические ранее тигровые креветки и мидии, но и на черную треску, стоимость которой в рознице составляет не менее 130 грн./кг», — рассказывает г-н Пуха.


Сомнительный улов
Эксперты подсчитали, что в прошлом году емкость отечественного рыбного рынка достигла отметки в $1 млрд. Ожидается, что в этом году цифра увеличится еще как минимум на $150–200 тыс. Но извлечь свою долю выгоды из всеобщего рыбного ажиотажа смогут далеко не все поставщики. По словам Павла Соловьева, в отрасли все отчетливее прослеживается тенденция укрупнения — из бизнеса каждый сезон уходит несколько локальных компаний, рыночная доля которых не превышает 5–7%.


Данные процессы г-н Соловьев поясняет прежде всего экономическими факторами. Крупная фирма может позволить себе разово выделить $4–10 млн, чтобы закупать рыбу еще на судах. Преимущества такого способа доставки очевидны: товар напрямую поступает в один из украинских портов, что снижает себестоимость продукции. «Малыши» вынуждены выкупать рыбу в одном из международных портов (к примеру, в Клайпеде), а затем транспортировать в Украину по железной дороге. Таким способом можно заполучить сравнительно небольшую партию товара (порядка 20 т), но стоить она будет на 5% дороже, чем в случае непосредственной доставки. Сравнительно небольшая разница в цене в данном случае имеет роковое значение. «Конкуренция на рыбном рынке становится все жестче, и главным способом борьбы до сих пор являются ценовые войны», — констатирует Олег Пуха.


Павел Соловьев добавляет, что ситуацию усугубляет тот факт, что подсчитать объемы рыбы, которые завезут импортеры, достаточно сложно, поэтому нередко рынок оказывается перенасыщенным одними видами продукции и испытывает недостаток в других. Вследствие этого некоторым компаниям, чтобы избавиться от излишков продукции, нередко приходилось продавать их ниже себестоимости. «Ценовые войны уже привели к резкому снижению рентабельности: многие импортеры работают с прибыльностью в 2% и зарабатывают исключительно на объемах», — резюмирует г-н Соловьев. Продавать рыбу с более высокими наценками (до 10%) импортер может только в случае эксклюзивности своего предложения на рынке. Именно поэтому компании активно осваивают новые рынки и ищут пока не представленные в Украине ассортиментные позиции. К примеру, в прошлом году «выстрелили» Китай и Вьетнам. Первый привлек наших импортеров возможностью закупать дешевое филе. Благодаря наличию недорогой рабочей силы китайские продавцы готовы отдавать весьма востребованное у нас рыбное филе едва ли не по цене тушки, тогда как в украинской рознице разница в стоимости между этими позициями достигает 20%. Вьетнам известен обилием рыбных ферм, специализирующихся на разведении пангасиуса, который пришелся по вкусу украинцам.


Компании пытаются нивелировать тенденции демпинга, постепенно уводя конкуренцию в маркетинговую плоскость. Сейчас практически все крупные импортеры начали продвигать собственные торговые марки фасованной рыбы, хотя, как отмечает Павел Соловьев, пока особой лояльности к рыбным брэндам у потребителя нет. Но и без затрат на маркетинг стоимость рыбного бизнеса постоянно растет. К примеру, ценители дорогих сортов рыбы (лосось, треска, форель и пр.) предпочитают покупать охлажденную, а не замороженную продукцию. По словам Олега Пухи, растет спрос на охлажденную рыбу и со стороны переработчиков, которым удобнее работать со свежим сырьем. Но для поставщиков такой товар является весьма рискованным и требует отлаженной системы логистики, чем сегодня могут похвастаться далеко не все фирмы.


Растущие требования покупателей к качеству продукции заставляют импортеров тратиться и на строительство современных складов, каждый из которых обходится в десятки миллионов долларов. Понятно, что такие расходы по карману далеко не всем. Так что, скорее всего, в ближайшее время количество компаний, работающих в отрасли, будет только сокращаться.

Автор: Людмила Ксенз
Источник: Деловая столица

Добавить комментарий