Дефицит плодов и концентратов на мировых рынках дает Украине шанс войти в число крупнейших их экспортеров. Для этого необходимо ускорить процесс интеграции капитала в отрасли и обеспечить государственную поддержку инфраструктурных проектов
Четыре года назад владелец компании «Мироновский хлебопродукт» (лидер украинского рынка охлажденного мяса птицы) Юрий Косюк решил заняться новым видом бизнеса — производством фруктов. Для этого в Крыму на базе предприятия «Дружба народов нова» была создана Крымская фруктовая компания, в которую бизнесмен намерен инвестировать 230 млн долларов. На площади в тысячу гектаров уже выращивают яблоки, груши, персики, абрикосы, клубнику, виноград. Предполагается, что к 2016-му сады раскинутся на пятнадцати тысячах гектаров, а производство фруктов увеличится до 350 тыс. тонн в год. В 2000–2006 годах площади плодово-ягодных насаждений в Украине сократились на 71,5%, тогда как спрос на фрукты ежегодно увеличивается на 10–15%
Высокий интерес к этому сегменту не случаен. Сейчас на нашем рынке плодов доминирует импорт, а среди местных производителей пока нет ни одного сильного игрока. Почти 90% украинской продукции выращивается на частных подворьях. Остальные десять процентов производят крупные аграрные хозяйства, однако большинство их сады заложили еще в советские времена. При этом все условия для активного развития фруктовой отрасли в Украине есть. Климат и почвы позволяют успешно культивировать множество различных ягод и фруктов. В центре и на юге страны можно выращивать яблоки, вишни, сливы, абрикосы, на западе и юге — груши, на севере и северо-западе смородину и землянику, на юго-востоке — черешню, на юге, в Закарпатье и Подолье — персики.
Колхозофобия
В последние годы у нас сложилась парадоксальная ситуация. Рост доходов населения резко увеличил спрос на плоды и ягоды, однако местные производители не в состоянии его удовлетворить. По данным Госкомстата, в 2006 году в Украине было произведено 1,1 млн тонн фруктов и ягод — это в 2,6 раз меньше, чем в начале 90-х. Продолжают сокращаться площади садов, ягодников и виноградников. Согласно данным проекта «Агроогляд: овочі та фрукти», в 2006-м они уменьшились на 15 тыс. га, в 2005-м — на 18 тыс., а в 2004-м — на 23 тыс. га. По оценкам Минагрополитики, в 2000–2006 годах площади плодово-ягодных насаждений в стране сократились на 71,5%. При этом спрос на фрукты, которые можно у нас выращивать, оценивается минимум в 1,4 млн тонн (без учета цитрусовых) и продолжает ежегодно увеличиваться на 10–15%. «Реализация продукции происходит хаотично. Многие производители сельхозсырьяпросто ждут, когда покупатели сами к ним приедут. В результате товар продается несвоевременно, а между сельхозпроизводителем и переработчиком появляется еще одно звено — посредники. Цена на сельхозпродукцию значительно увеличивается, и аграрии недополучают необходимые средства. Это останавливает дальнейшее развитие отрасли», — говорит руководитель PR-службы компании «Витмарк-Украина» Андрей Крень.
Дело в том, что при небольших объемах производства хозяйствам невыгодно создавать собственные отделы продаж. «Если будущей осенью мы выйдем на производство двух тысяч тонн яблок, то создадим такой отдел. Но при нынешних сборах в восемьсот тонн нам это не нужно», — рассказал «Эксперту» заместитель генерального директора компании «Сады Донбасса» Евгений Степнов. В то же время в мире продажами фруктов и ягод оптовым потребителям (розничные сети, переработчики) занимаются кооперативы, объединяющие небольшие фермерские хозяйства. В результате маржа, которую в Украине фермеры отдают трейдеру, остается в кооперативах и распределяется между их участниками. Но подобная практика в нашей стране пока не приживается. Фермеры с опаской относятся к различным объединениям, ассоциируя их с колхозами.
Как следствие, дефицит стал практически полностью замещаться импортом. Только за январь-октябрь 2007 года одних яблок Украина импортировала 123 тыс. тонн (что в три раза больше, чем за весь 2005-й). Особенно это заметно в цивилизованной рознице. Например, в сети центров оптовой торговли METRO Cash & Carry доля отечественной продукции в общем объеме представленных фруктов пока составляет пять процентов. «Отечественные производители фруктов еще не готовы хранить, сортировать и упаковывать свою продукцию в соответствии с требуемыми нами стандартами качества, которые включают не только государственные, но и более жесткие международные нормы. В Украине к тому же нет поставщиков, работающих с постоянным ассортиментом украинских фруктов», — утверждает специалист отдела закупок фруктово-овощной продукции «METRO Cash & Carry Украина» Кирилл Новак. Аналогичная ситуация складывается и в других сетях. Например, в сети корпорации ПАККО (супермаркеты «Вопак» и cash & carry ПАККО) доля отечественных фруктов не превышает пяти процентов. Немного лучше ситуация в регионах. Так, по данным компании «Союз» (Черниговская область), в ее супермаркетах объем выращенных в Украине фруктов составляет десять процентов. Однако если потребности рядовых покупателей могут быть удовлетворены за счет импорта, то промышленные потребители (производители соков, концентратов, пюре, наполнителей для молочной продукции) от такого положения вещей теряют свои позиции.
В условиях дефицита на мировом рынке фруктовых концентратов Украина могла бы без особых усилий войти в число ведущих экспортеров такой продукции. Но для этого необходимо в разы увеличить сборы фруктов. Как рассказал директор ООО Black Sea Fruit Company (производство черешен в Запорожской области на 120 га) Василий Микулин, недавно из-за проблем с сырьем немецкие инвесторы отказались от строительства предприятия по производству концентратов в Запорожской области. Все упирается в посадку новых садов. «Только в Винницкой области необходимо заложить сады на общей площади шесть тысяч гектаров», — утверждает специалист Проекта развития плодово-ягодного сектора в Винницкой области Елена Поперечная.
Чтобы избежать дефицита, некоторые потребители вынуждены самостоятельно выращивать фрукты. Например, компания «Аграна Фрут-Украина» (специализирующаяся в разных странах мира на производстве концентрата, наполнителей и пюре) создала обособленное подразделение «Аграна Фрут Лука», которое занимается выращиванием фруктов на украинской земле. Кроме поставок сырья на головное предприятие, компания в последнее время начала поставлять яблоки в розничные сети, а также на экспорт. Специально для этого были установлены машины для сортировки и упаковки фруктов в пакеты, холодильные камеры и другое оборудование.
Цена земельного вопроса
Единственной поддержкой, которую фруктовый бизнес получает от государства, является компенсация затрат фермеров, вложенных в посадку садов. Источник средств — однопроцентный сбор, которым облагается вся продаваемая в рознице алкогольная продукция и пиво. Однако такая помощь непостоянна и прямо зависит от объемов продаж последних. Например, директор ОАО «Городоцкое» Анатолий Битый рассказал, что из потраченных в 2006 году 885 тыс. гривен на закладку новых садов компания получила только 121 ты сячу (13,7%) компенсации. В прошлом году размер компенсации возрос, достигнув 25%. Примерно столько же в процентном отношении получила и компания «Сады Донбасса» — из потраченных четырех миллионов ей вернули 1,09 млн гривен. В целом, согласно опросу операторов рынка, размер компенсаций колеблется в пределах 12–50%. Всего за январь-ноябрь 2007 года из государственного бюджета на них было направлено более 330 млн гривен, и 350 млн намечено предоставить в следующем году. Указанный размер помощи, с одной стороны, достаточный, поскольку значительно сокращает срок возврата инвестиций. С другой стороны, более высокий процент компенсаций помог бы фруктовой отрасли быстрее встать на ноги.
При этом главная задача государства — поддержка инфраструктурных проектов (строительство хранилищ, дорог и подобных объектов), а также решение основных проблем, сдерживающих развитие отрасли. Одно из ключевых препятствий — земельный фактор. Поскольку инвестиции в этот бизнес окупаются через пять-семь лет, предприниматель должен получить землю для посадки деревьев в долгосрочное пользование. Неоднозначность отечественного законодательства сегодня позволяет арендодателю расторгнуть договор аренды в любой момент. Выход — в снятии моратория на куплю-продажу земли сельхозназначения. А пока приходится переплачивать за аренду или идти на всячеcкие ухищрения. К примеру, компания Евгения Степнова напрямую арендовала у района на 49 лет 200 га земель запаса, что помогло избежать необходимости заключать договор аренды с каждым пайщиком по отдельности.
Однако, решив проблему с землей, бизнесмен столкнется с новой проблемой — отсутствием качественного посадочного материала и технологий выращивания. «Наша компания в 2001 году, когда начала закладывать сады, вязала саженцы в четырех украинских питомниках для проведения исследований на предмет различных заболеваний. Поскольку в Украине нет соответствующих лабораторий, исследование яблонь было решено провести в Нидерландах и Бельгии. Результат показал, что три из четырех саженцев были заражены раком. Уже на четвертый-пятый год после посадки они прекратили бы свой рост и перестали бы плодоносить», — говорит Степнов. Поэтому компания решила закупить импортный посадочный материал. И хотя это дороже отечественных аналогов (каждый импортный саженец обошелся в 25 гривен, в то время как украинский можно было купить максимум за 15 гривен), результат должен себя оправдать. В 2007 году для засадки 50 га земель было импортировано 92 тыс. саженцев. Яблони, закупленные компанией «Сады Донбасса» в Бельгии, должны начать плодоносить уже на третий год, дав урожай в 20% от своего потенциала. При благоприятных погодных условиях стопроцентные сборы ожидаются уже на пятый-шестой год, тогда как отечественные яблони только начали бы плодоносить. Импортировать саженцы решил и Василий Микулин. Посаженные в 2006 году 32 тыс. саженцев черешен уже на следующий год дали урожай в десять тонн. В то же время на отечественных саженцах первые плоды появились бы лишь на пятый год.
Негде хранить и продавать
Активному инвестированию в фруктовый бизнес мешает и низкое развитие инфраструктуры хранения и доставки плодов от производителя до конечного покупателя. Помнению экспертов рынка, отсутствие хранилищ, логистических центров и иных звеньев доставки является самой главной проблемой фруктового бизнеса. Мало произвести — надо еще доставить покупателю. «В процессе хранения и транспортировки мы теряем больше овощей и фруктов, чем производит средняя по размерам страна Евросоюза. Например, пропадает около двенадцати-пятнадцати процентов яблок, а это более ста-ста тридцати тысяч тонн ежегодно. Государство, к сожалению, этой проблемой пока не интересуется. А в ЕС фермеру могут вернуть до семидесяти процентов средств, потраченных на строительство современного хранилища, поскольку это повышает его конкурентоспособность и снижает ценовые колебания», — рассказывает руководитель проекта «Агроогляд: овочі та фрукти» Андрей Ярмак. По его оценкам, потребность в современных плодоовощных хранилищах в Украине удовлетворена лишь на пять процентов. Холодильное оборудование, а также существовавшие с советских времен хранилища пришли в упадок, а новых зданий из-за длительного периода окупаемости почти никто не строил. Развивающийся логистический рынок еще занят удовлетворением повышенного спроса для более простых товарных категорий. «Из всех товарных сегментов наименее сложными для логистики являются категории, не требующие температурного контроля. Отсюда очевидно, что сначала будет удовлетворен спрос на категории non-food, food FMCG (без температурного режима), электронику и IТ-товары, стройматериалы и тому подобное. И только после этого ведущие логистические операторы предложат свои сервисы fresh-сегменту», — убежден директор по стратегическому маркетингу и развитию Группы УВК Олег Каленский.
Сказывается и отсутствие в Украине полноценной сети оптовых рынков сельскохозяйственной продукции. Они широко распространены в Европе и являются ключевым звеном в цепочке доставки аграрной продукции от производителя до покупателя. В нашей стране классических оптовых рынков пока нет. Приближается к этому статусу, пожалуй, лишь львовский оптовый рынок сельскохозяйственной продукции «Шувар», который строится в формате регионального аграрно-маркетингового центра. Его открытие намечено на первое полугодие 2008-го. В сезон здесь располагается около 400 представительств компаний-продавцов из 15 областей, а посещают его ежедневно около трех тысяч профессиональных покупателей. Средний объем продаж за день (фрукты, овощи, мясо, рыба и другая сельскохозяйственная продукция) уже достигает полутора тысяч тонн. Кроме торговых павильонов, на рынке предусмотрены помещения для работников госорганов, выдающих необходимые разрешения на продажу и экспорт продукции (отдел организации таможенного контроля Гостаможслужбы, Госинспекция по карантину растений и другие), лаборатории, склады, морозильные камеры, линия по предпродажной доработке продукции.
Для создания подобных рынков необходима государственная поддержка (в первую очередь льготное выделение около 50 га земли), ведь их функционирование повышает продовольственную безопасность страны. Сегодня вокруг крупных городов бизнес предпочитает строить не оптовые рынки, а коттеджные городки. Их окупаемость составляет два-три года, тогда как оптовый рынок принесет прибыль через семь-десять лет. Поэтому неудивительно, что несколько проектов по созданию таких рынков сейчас находятся в замороженном состоянии.
Еще одна проблема — дефицит специалистов. «Можно купить технику и саженцы, но без агрономов ничего не будет. Отсутствие специалистов — наша самая главная проблема», — признается председатель правления Крымской фруктовой компании Игорь Лысый. Многие выпускники вузов еще до окончания учебы устраиваются на работу за рубежом (в Германии, Великобритании, Дании). Василий Микулин обращался в Уманский и Херсонский аграрные университеты с предложением взять к себе на практику студентов, но впустую. На его письма не пришло ни единого ответа. Оставаться в Украине не престижно, хотя у многих студентов не хватает знаний даже для работы на отечественных предприятиях. Из-за недостаточного финансирования вузы не могут обеспечить своим студентам доступ к новым технологиям. Поэтому в ближайшее время крупные холдинги намерены разработать совместные с аграрными вузами проекты, направленные на подготовку конкретных специалистов. Например, ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса» проводит переговоры с несколькими аграрными вузами о внедрении специальной магистерской программы. Однако такое обучение могут позволить себе только крупные предприятия.
Украинский фруктовый бизнес испытывает нехватку не только профессионалов, но и сезонных рабочих. В период уборки урожая компании в несколько раз увеличивают количество вакансий, которые просто невозможно закрыть за счет местного населения. Тот же Василий Микулин вынужден приглашать для сбора урожая людей из северной и западной Украины. При этом он оплачивает им проезд, проживание и питание, а в прошлом году ему еще пришлось поднять среднедневные расценки до 100–120 гривен (в 2006 году средний дневной заработок составлял 60 гривен). Повысить в 2007-м зарплату — в среднем на 20% — вынужден был и Анатолий Битый.
Крупноформатное будущее
Наша страна вряд ли пойдет по пути построения системы кооперативов, скорее, здесь начнут создавать крупные аграрные компании. «В ближайшее время наиболее эффективной формой организации промышленного садоводства будет агропромышленное предприятие, где в едином технологическом цикле объединены сферы производства, промышленной переработки, длительного хранения и реализации свежих плодов и ягод», — считает директор Института садоводства Украинской академии аграрных наук Петр Кондратенко. Только крупные холдинги смогут самостоятельно решить вопрос с инвестициями для хранилищ, закупки необходимой техники, общенациональной системы продаж. Например, из-за отсутствия холодильников компания «Сады Донбасса» сразу после сбора продает свою продукцию предприятию «Фрукты мира», у которого есть и склады, и холодильники. Возможен также и третий вариант развития рынка. Василий Микулин рассказал, что сейчас он готов предложить небольшим фермерским хозяйствам необходимые технологии и саженцы в виде товарного кредита. Взамен фермеры будутобязаны продавать ему в течение десяти лет всю выращенную продукцию по рыночным ценам. Такая форма сотрудничества может стать некой формой «кооператива-холдинга». Крупным компаниям будет легче сформировать экспортные партии продукции, спрос на которые пока Украина не может удовлетворить. Так, в прошлом году в Запорожскую область приезжали представители московского филиала розничной сети Billa, искавшие компанию, которая смогла бы поставлять ежедневно в Россию одну фуру черешен. Найти такого оператора им не удалось. Не удовлетворены фруктовые аппетиты и в Европе. По подсчетам проекта «Агроогляд: овочі та фрукти», потребность ЕС в импортных фруктах растет со скоростью 940 тонн в день. Самое время использовать сложившуюся ситуацию. Но если фруктовая отрасль не получит действенной государственной поддержки, то по словам заместителя начальника отдела развития садоводства, виноградарства и виноделия Минагрополитики Украины Михаила Агафонова, через семь-восемь лет наша страна потеряет промышленное садоводство и поставит свой внутренний рынок плодов и ягод в полную зависимость от импорта.
Автор: Дмитрий Уляницкий
Источник: Эксперт.UA