Резкое подорожание кормов ставит под вопрос перспективы развития мясного скотоводства в стране — за год поголовье сократилось на 15–20%. Посредники же, наоборот, подсчитывают дополнительную прибыль: дефицит мяса позволяет им работать с рентабельностью в 100 и более процентов. Впрочем, их пир продлится недолго. После вступления Украины в ВТО на наш рынок хлынет поток дешевой мясной продукции, что поставит крест на деятельности многих колбасников.
Стада пошли под нож
Украинцам опять не хватает мяса. Хотя в прошлом году эксперты рапортовали о более чем динамичном развитии животноводства, прогнозируя дальнейший приток инвестиций в отрасль, ожидаемого насыщения рынка мясной продукцией пока так и не произошло. Несмотря на заявленные миллионные вложения в наращивание численности поголовья, по данным официальной статистики, стадо в Украине не только не растет, но и, наоборот, сокращается. В Министерстве агропромышленной политики сообщают, что, если в 2007 г. в отечественных хозяйствах содержались порядка 6,4 млн голов крупного рогатого скота, то по состоянию на 1 марта нынешнего года эта цифра снизилась до 5,7 млн.
Парадоксально, но ничуть не лучше ситуация и в свиноводстве, которое, по уверениям экспертов, еще в прошлом сезоне являлось едва ли не самым привлекательным сегментом животноводства, обеспечивая рентабельность более чем в 60%. В профильном министерстве заявляют, что за год количество хрюшек в стране сократилось почти на 20% — с 8,1 млн до 6,7 млн.
Директор компании «ПроАгро» Николай Верницкий утверждает, что под нож пошло поголовье, содержащееся в частных подворьях и небольших фермерских хозяйствах, тогда как крупные животноводческие холдинги, наоборот, наращивают стада. Нежелание мелких фермеров заниматься мясным бизнесом в первую очередь поясняется существенным увеличением себестоимости производства продукции. За год корма подорожали как минимум на 80%. Увеличиваются также затраты на энергоносители. В то же время закупочные цены выросли не более чем на треть — с 11–12 грн. до 15 грн. за килограмм живого веса. Как следствие, по данным Николая Верницкого, рентабельность животноводства снизилась до 10–15%. И, судя по всему, дешевых кормов в ближайшие годы уже не будет, что заставит селян или полностью менять технологию выращивания скота (переход на другой рацион, оптимизация расходов и пр.), или пускать его под нож. Вряд ли исправят ситуацию даже увеличенные государственные дотации. В нынешнем году чиновники обещают доплачивать за каждый килограмм говядины в живом весе 1,9 грн. (против 1,4 грн. в прошлом сезоне), свинины — 1,4 грн. (против 1,05 грн.). Кроме того, фермерам, наращивающим численность стада, полагается 3 тыс. грн. за каждую новую особь мясной или молочной породы.
Жирные наценки
А пока селяне жалуются на слишком медленное повышение закупочных цен на фоне растущей себестоимости производства мяса, розничные прайсы бьют все рекорды. Только в течение последних двух-трех месяцев цены выросли на треть, и на сегодняшний день более-менее качественное мясо стоит не менее 50 грн./кг, причем все чаще встречаются цифры 60–70 грн. «Столь существенно повысить цены продавцам позволил дефицит мяса в стране», — уверен г-н Верницкий. По его данным, на сегодняшний день нехватка этого продукта в Украине составляет как минимум 200–400 тыс. т, а это 15–20% годового потребления. Чтобы решить проблему, Кабинет Министров рассматривает возможность открытия квоты на экспорт в страну 350 тыс. т мяса по льготной таможенной ставке (8–10% против нынешних 35%).
Теоретически поставки в страну дешевого мяса вполне реальны. По данным директора агентства ААА Сергея Наливки, в Европе мелкооптовые цены на свинину составляют 1,45 евро/кг (около 12 грн.), телятину — 3,1 евро/кг (порядка 25 грн.). Но эксперты уверены, что разовая «кость» вряд ли исправит ситуацию на внутреннем рынке, так как весьма велика вероятность того, что недорогое мясо попросту осядет на перерабатывающих комбинатах, близких к контролирующим экспортные поставки чиновникам. Сергей Наливка уверен, что сейчас райское время для посредников и переработчиков. «Отходы при разделке туши составляют не более 7%, поскольку по выгодным ценам можно продать буквально все, начиная от шкуры и заканчивая костной мукой. В результате посредник получает мясо максимум по 20 грн./кг, а реализует его по 50 грн. О такой рентабельности можно только мечтать», — говорит эксперт.
С ним согласен и Николай Верницкий, отмечая, что с доходностью в 100% и более работают и переработчики.
В то же время представители мясокомбинатов, наоборот, твердят об убытках. Менеджеры «Кременчугмяса» заявляют, что им едва удается выйти на рентабельность в 2%, причем по сравнению с 2007 г. объемы продаж не выросли. На предприятии говорят, что в нынешнем году втрое снизились объемы доступного им сырья, и это заставляет закупщиков не только колесить по «чужим» сырьевым зонам, но и искать выходы на поставщиков из Польши и Чехии. Многие переработчики вообще констатируют снижение реализации.
Директор по маркетингу компании «Мясной альянс» Станислава Круглякова поясняет, что мясокомбинаты не могут корректировать стоимость продукции так же часто, как это делают поставщики сырья. «В договорах с торговыми сетями прописано, что мы можем поднимать цены не более чем на 7–10% за три месяца и обязаны предупреждать о подорожании не позже, чем за 14–30 дней. Как следствие, на сегодняшний день наше предприятие работает в убыток», — утверждает она.
Переработчики опасаются, что после вступления Украины в ВТО, когда пошлины на мясную продукцию будут снижены до 8%, в страну хлынет поток относительно дешевого товара. Польша уже заявила, что готова увеличить поставки в несколько раз. «В такой ситуации большинство мелких мясокомбинатов попросту не выживут», — уверены в «Кременчугмясе». По мнению Сергея Наливки, переработка наверняка заинтересует европейских инвесторов, которые могут сэкономить на себестоимости изделий за счет более дешевой рабочей силы в Украине. Поэтому наиболее привлекательные предприятия, скорее всего, станут предметом торга между их акционерами и зарубежными компаниями.
Автор: Людмила Ксенз
Источник: Деловая столица