Страсть украинцев к быстрой езде оказалась неистребимой. Но так как цены в автосалонах уже не по карману большинству наших сограждан, золотой дождь покупательских денег пролился на продавцов подержанной техники. Они констатируют, что число желающих приобрести хоть какой-нибудь автомобиль растет, и, пользуясь сложившимися обстоятельствами, спешно перерисовывают ценники. Но и это не останавливает потенциальных покупателей: эксперты утверждают, что подержанных авто сегодня продается вдвое больше, чем новых.
Украинцы смирились с необходимостью ездить на подержанных авто. Девальвация гривни и введение дополнительной 13%-ной пошлины заставили потенциальных покупателей массово перекочевать из помпезных салонов на специализированные рынки. По данным ИАГ Auto-Consulting, если продажи новых авто с начала года обвалились более чем на 70%, то сегмент б/у техники сократился лишь на треть. Член правления «ВиДи Груп», руководитель автомобильного бизнеса Артем Ткаченко приводит следующую статистику: за четыре месяца прошлого года было приобретено 213 тыс. новых и 153 тыс. авто с пробегом, а за этот же период 2009 г. структура продаж изменилась с точностью до наоборот: реализовано 58 тыс. новых и 108 тыс. б/у машин. «То есть сейчас подержанной техники продается вдвое больше, чем новой, и в дальнейшем эта тенденция будет только укрепляться», — уверен эксперт. С ним согласен и глава Ассоциации дилеров автомобилей с пробегом Тарас Коваленко, отмечая, что на сегодняшний день на этом рынке началась активизация.
Эксперты рассказывают, что многие граждане несут на авторынки отвоеванные у банков депозиты. Кроме того, весной активизировались селяне, которые сумели неплохо заработать на продаже остатков урожая экспортерам. Глава Auto-Consulting Олег Омельницкий сообщает, что 70% машин, реализованных в городах-миллионниках (Киеве, Харькове, Донецке, Днепропетровске, Одессе), мигрируют в регионы, в том числе и мелкие населенные пункты.
По словам начальника отдела автоэкспертизы Киевского центрального авторынка Александра Винника, основная доля продаж приходится на недорогие машины ($5–10 тыс.). За такие деньги сейчас можно купить малолитражки Peugeot, Renault 2003–2004 гг., Daewoo Matiz 2007 г. и большинство моделей более дорогих марок (Audi, BMW, Honda) до 1991 года выпуска. Олег Омельницкий добавляет, что в сегменте стоимостью до $10 тыс. спад продаж с начала года наименее существенный и не превышает 15%, тогда как, к примеру, авто по цене $20 тыс. и более потеряли 55% покупателей.
Стоит отметить, что цены на б/у машины за последние полгода действительно рекордно упали. По данным г-на Винника, больше всего подешевели автомобили премиум-класса (BMW, Mercedes и пр.), цены на которые за год уменьшились на 40% и более. Продавцы припоминают случаи, когда купленная год назад техника по $100–120 тыс., после безуспешных попыток собственников продать ее со скидкой хотя бы в 30–40% в итоге уходила по $40–50 тыс. Авто среднего класса потеряли в цене меньше. Традиционно они дешевеют на $500– 1000 за каждый год эксплуатации, однако кризис ускорил эту динамику до $2–4 тыс. за каждый год. В итоге автомобиль, который три года назад в салоне стоил $20 тыс., сейчас можно приобрести за $8–14 тыс.
Ожидалось, что цены снизятся еще больше, однако прогнозируемого выброса на рынок изъятых банками у неплательщиков авто (этот запас оценивался в 150 тыс. шт.) пока так и не произошло. Финансовые учреждения попытались провести несколько аукционов, однако техника там выставлялась по явно завышенной стоимости, что не встретило понимания у потенциальных покупателей.
Судя по всему, период, когда желающие сесть за руль машины граждане могли выбивать у продавцов скидки, заканчивается. Тарас Коваленко говорит, что за последний месяц цены на б/у автомобили увеличились как минимум на 5% и, скорее всего, к осени повысятся еще больше. Отчасти рост цен поясняется дефицитом качественного предложения. «Многие из владельцев авто понимают, что сегодня не лучшее время для его продажи, поэтому выезжают на рынки лишь в крайнем случае», — подчеркивает Александр Винник. Больше всего выросла в цене самая дешевая техника. Если еще в начале весны 5–7-летний «ВАЗ» можно было купить за $3 тыс., то сейчас за него просят уже не менее $4 тыс.
Впрочем, Олег Омельницкий считает, что пока рост цен заметен только в предложении продавцов. Большинство реальных сделок, как и ранее, заключаются с существенными скидками. Он не исключает, что уже осенью ситуация может резко измениться. Директор центра по продаже автомобилей с пробегом «ВиДи АвтоМакет» Александр Мельник также полагает, что для дальнейшего подорожания б/у техники есть и объективные причины. «Дело в том, что вторичный рынок машин тесно связан с реализацией новой техники. До сих пор в Украине продаются в основном авто 2008-го, а то и 2007 года выпуска, которые были ввезены еще по более выгодному курсу и без уплаты 13%-ной надбавки к пошлине. Но складские запасы не безразмерны, поэтому вскоре автомобили в салонах увеличатся в цене еще больше. Эта тенденция подхлестнет спрос на подержанные машины, что не преминет сказаться на их стоимости», — резюмирует эксперт.
Возможность заработать на б/у технике заставляет автодилеров все активнее окучивать этот рынок. На сегодняшний день площадки по продаже подержанной техники имеют практически все крупные салоны. Александр Мельник рассказывает, что у них выставлено порядка 150 авто, которые продаются как по программе trade–in, так по комиссионной схеме. Правда, Олег Омельницкий говорит, что сейчас продажи старых машин для многих дилеров — не больше чем попытка заполучить клиента, который в принципе может впоследствии приобрести у них новый автомобиль. «Комиссионные продажи идут мимо кассы салонов», — отмечает эксперт. Между тем если и не салоны, то отдельные предприимчивые продавцы приловчились неплохо зарабатывать на б/у технике. Они работают своего рода посредниками, собирая базу тех, кто ищет подержанное авто, или передавая информацию спекулянтам, выискивающим его по бросовой цене. Есть случаи, когда продавец, видя, что на машине можно неплохо заработать, сразу же предлагает собственнику наличные, правда, на $3–5 тыс. меньше реальной его стоимости.
Автор: Людмила Ксенз
Источник: Деловая Столица