Рост интереса пользователей к просмотру и закачке видео существенно изменил бизнес компаний, обеспечивающих скоростной доступ к интернету. Они вынуждены тратить больше денег на расширение каналов передачи данных и мириться с падением доходов. Такая ситуация снижает инвестиционную привлекательность провайдерского бизнеса: порог входа в рынок стал чрезвычайно высоким, поэтому новичкам остается только скупать существующие компании, владельцы большинства из которых с радостью готовы избавиться от своих активов. Вопрос только в цене.
Щедрая раздача
По словам генерального директора «Датагруп» Александра Данченко, за последние два года объем трафика в сети увеличился как минимум в три раза. Сегодня средний абонент, пользующийся безлимитным тарифным планом со скоростью более 2 Мбит/сек., скачивает порядка 50 Гб в месяц. На рост трафика повлиял прежде всего колоссальный спрос на закачиваемое видео. Наиболее популярные видеофайлы довольно «тяжелы»: фильм обычного качества «весит» около 1,5 Гбайт, хорошего — 4,5 Гбайт. Самым удобным методом распространения видео оказались пиринговые сети, участники которых раздают друг другу файлы через специальные программы. Ведь большинство торрент-трекеров (сайты, через которые пользователи объединяются в пиринговые сети) используют систему рейтинга, позволяющую скачивать только тому пользователю, который раздает не меньше, чем получает. Из-за этого люди постоянно занимают каналы, надолго оставляя торрент-программы в рабочем состоянии. И это сильно расстраивает провайдеров.
Дело в том, что провайдер закупает трафик оптом и перепродает его абонентам с определенной гарантированной скоростью. Если компания обслуживает 1 тыс. клиентов и предлагает каждому из них по 1 Мбит/сек., то это не означает, что в опте необходимо закупать 1 тыс. Мбит/сек. Емкость самого оптового канала может быть в десятки раз меньше. Им оператор может варьировать, ведь у каждого абонента своя модель потребления (кто-то использует интернет ночью, кто-то — днем, на выходных, в рабочее время). Инсайдеры говорят, что коэффициент продажи закупленного в опте канала при правильно построенной сети может превышать 20. А вот в случае с загрузкой сети торрентами ситуация кардинально меняется, так как абонент может уйти на работу и поставить на раздачу или закачку файлы, тем самым сделав нагрузку на сеть непрерывной. Это дает операторам меньше возможностей для маневров и заставляет либо урезать клиентам возможности передачи данных, либо инвестировать в развитие сети дополнительные деньги.
Руководитель проекта FTTB компании «Украинские радиосистемы» (Beeline) Виктор Грибан подчеркивает, что на три-четыре разновидности торрентов приходится около 80–90% от всего интернет-трафика. И если торрентов вдруг не станет, то каналы связи окажутся практически пустыми.
Вторая по популярности услуга — потоковое видео (например, просмотр видеороликов на YouTube). «Это особенность последних двух лет: вместо скачивания фильма используется потоковый он-лайн-просмотр, поскольку канал связи уже позволяет делать это комфортно», — говорит руководитель проекта интернет-компании «Воля» Вадим Гарбуз. Онлайн-видео и интернет-телевидение пока не генерируют и одной десятой трафика торрентов. Но по мере повышения качества потокового видео оно постепенно становится более «тяжелым». Даже короткие десятиминутные ролики в HD-качестве на YouTube уже «весят» до нескольких Гбайт.
И лишь несколько процентов в общем объеме переданных данных приходится на обычный серфинг (просмотр сайтов, проверку почты и пр.), что совсем недавно и было основным занятием украинцев в сети. Хотя сайты также за последнее время обросли картинками, видео и скриптами, «потяжелев» в несколько раз.
Как борются с «качками»
«Утяжеление» интернета вынуждает провайдеров тратить деньги на модернизацию сетей и оборудования. Ведь если компания не сможет удовлетворить растущий спрос на видео, то существует большая вероятность, что пользователь уйдет к более скоростному провайдеру. Благо в домах крупных городов их может присутствовать до пяти-шести.
В последние годы инвестиции провайдеров в инфраструктуру оцениваются в миллиарды гривень. Одним нужно заменить устаревшие медные кабели на оптоволоконные, другим — устаревшее оборудование. Крупнейший оператор скоростного интернета — «Укртелеком» — за три года (2007–2009) инвестировал в модернизацию и емкость своей сети более 1 млрд грн. «Фарлеп-Инвест» в 2009 г. потратил около 80 млн грн. и примерно столько же планирует инвестировать в этом году. «Воля» израсходовала в 2009 г. на апгрейд сетей и абонентское оборудование $30 млн. Планы компании по вложениям на этот год сопоставимы. «Датагруп» инвестировала в модернизацию сети в прошлом году 11 млн грн. Операторы стараются предугадывать темпы роста трафика и не допускать перегрузок. «Если загруженность каналов достигает 60–70%, то мы начинаем работать над их расширением», — говорит гендиректор ООО «Фринет» (ТМ O3) Виктор Фролов.
Естественно, провайдеры пытаются изменить ситуацию. Используемые методы зависят от того, насколько совершенным оборудованием располагает компания. По словам г-на Грибана, существуют так называемые «шейперы», которые помогают распознавать обычный видеотрафик (например, видеозвонок) и торренты. Такое оборудование позволяет определять приоритет прохождению определенных пакетов данных в канале. Для видеозвонка, к примеру, задержка пакета данных в несколько минут будет критична, а для фильма, поставленного на закачку, — нет. Но далеко не все операторы готовы тратиться на оборудование по анализу трафика, стоящее сотни тысяч долларов. Поэтому все более популярными становятся «альтернативные» безлимитные тарифы с ограничением по объему трафика либо по его скорости.
Чтобы сократить расходы, провайдеры пытаются замыкать трафик внутри своей сети. «Если каналы арендованы, то параллельно увеличению внешнего трафика будут расти операционные затраты. Если свои, то приходится увеличивать капитальные затраты на модернизацию сети. Плюс по некоторым внешним направлениям могут возникать проблемы с партнерами, которые не будут готовы к увеличению скорости», — объясняет менеджер одного из крупных провайдеров.
Поэтому операторы пытаются убедить абонентов пользоваться внутренними ресурсами. «Воля» с прошлого года предлагает абонентам-«качкам» пользоваться ресурсами без учета трафика, хранящимися в ее датацентрах (ex.ua и др.). «Фарлепу» при покупке «Оптимы» достался ресурс alkar. Сейчас компания от него открещивается, но скачивать видео с этого сайта могут только абоненты Vega. «Фреенет» предлагает воспользоваться видеохостингом strela.tv. При этом провайдеры прекрасно понимают, что контент на этих сайтах нелицензионный, поэтому дистанцируются от них. «Мы не являемся собственниками этих ресурсов и не занимаемся их наполнением. Если любой из проектов завтра полностью поменяет свое наполнение, то это будет решение его владельцев и их ответственность», — говорят в «Воле». Максимального эффекта можно добиться на новых скоростных оптоволоконных сетях. Например, Beeline предлагает воспользоваться внутрисетевыми ресурсами berloga.net, beezone.info на максимальной скорости до 100 Мбит/сек. (при привычных нескольких Мбит/сек. на внешсеть) в любом пакете. Если абонент находит на них интересующий его контент, то может скачать его гораздо быстрее, чем с внешних ресурсов. «Абоненты иногда сами чувствуют, что им проще общаться внутри сети, чем между сетями. Формируются группы по интересам при одном операторе. Например, на «территории» одного провайдера комфортнее играть в он-лайн-игры», — отмечает менеджер одного из проектов. Но пока у крупных украинских операторов доля внешнего трафика превалирует, составляя около 80%.
В ближайшем будущем операторам связи вряд ли удастся сэкономить на капитальных затратах в расширение каналов. Международные эксперты пророчат дальнейших рост объемов видеотрафика во всем мире. Аналитики Cisco подметили, что за последние десять лет скорость подключения выросла в 35 раз. В начале 2000-х выделенная линяя на 128 Кбит/сек. считалась хорошим вариантом, а сейчас средняя скорость увеличилась в среднем по миру до 4,4 Мбит/сек. В Cisco предполагают, что объемы данных HD-видео и 3D-ТВ до 2014 г. вырастут в 13 раз. На долю подобных услуг, по их данным, к этому времени будет приходиться 42% трафика. Естественно, украинские провайдеры испытают аналогичные тенденции на себе. И если старым достаточно модернизации инфраструктуры, то появление на рынке новичков вызывает большие сомнения. Порог входа в рынок существенно вырос, поэтому инвесторы, которые заинтересуются провайдерским бизнесом, скорее всего, будут покупать активы. Благо, что продать свои проекты готовы большинство владельцев украинских провайдеров.
Автор: Станислав Юрасов
Источник: Деловая Столица