Обзор фармацевтического рынка

Станут ли украинские лекарства качественней, если государство поможет им за наш счет бороться с конкурентами? Специалисты говорят: тут нужен кнут, а не пряник

Премьер Николай Азаров заявил, что правительство готово давать льготные кредиты украинским производителям лекарств. Все зарубежные препараты, какие только возможно, он хочет заменить нашими аналогами в течение 2–3 лет. Если бы речь шла только о поддержке отечественных исследований – задумка не вызывала бы ничего, кроме аплодисментов. Но ведь поддерживать собираются и производство по иностранным лицензиям! Дожили: страна, экономящая на пенсиях, даст денег отрасли, которая во всем мире по прибыльности опережает даже торговлю оружием. Если игрок такого рынка сидит без гроша – значит, он бракодел, распугавший покупателей, и его надо не развращать за наши средства и дальше, а отрезвлять жесткой системой контроля. Вот только кто будет гайки затягивать, если большинство фармацевтических компаний Украины связаны с представителями политической элиты?

«Надо ограничить рекламу и не лицензировать столько схожих лекарств»

Валентина КОМИНКО, семейный врач:

– Нельзя говорить, что все украинские препараты хуже зарубежных аналогов. Да, с некоторыми группами лекарств эта проблема стоит очень остро. Так, за восемь лет практики я не увидела никакого эффекта от наших антибиотиков в таблетках – и последние три года назначаю только импортные. По той же причине не использую украинский спазмолитик, аналогичный зарубежной «Но-шпе». Но вот черкасское предприятие «Юрияфарм» использует оборудование фирмы «Бош» и закупает качественное сырье – так, его шприцы и растворы для инъекций не уступают иностранным. Не вызывает претензий продукция киевского «Фармака». Высоким качеством при низкой цене отличаются многие отечественные лекарства для сердечников. Так что работать на совесть наши фармацевты могут, и финансовые вливания должны им помочь.

Чтобы Украина лечилась только качественными средствами, нужно ужесточить их лицензирование, чтобы на рынке не было такого количества аналогов, и ограничить рекламу. Сейчас, приходя к пациенту, я вижу у него груду лекарств, которые он уже «назначил» себе по совету аптекаря или телевизора. Действующее вещество в них зачастую одно и то же, каждый производитель кладет его столько, сколько сочтет нужным, и даже мне бывает непросто рассчитать дозировку нового средства. При самолечении больной получает многократную дозу, разрушая печень, а в случае с антибиотиками – подрывая иммунитет так, что болезни возвращаются снова и снова.

«Дать денег и не наладить контроль?

С халтурой так не борются!»

Виктор СЕРДЮК, глава Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов:

– Поддерживая фармацевтов, государство должно сначала убедиться, что средства пойдут на производство действительно качественной продукции. Почему импортные лекарства сейчас заслуживают большего доверия, чем наши аналоги, приготовленные из того же зарубежного сырья? Все просто: западный препарат проходит проверку и у нас, и за рубежом. Еще он выдерживает за рубежом обязательное тестирование на клиническую эквивалентность. То есть изучено, как именно этот состав – а не просто действующее вещество – влияет на пациентов. Когда препарат уже в продаже, срабатывает система фармакологического надзора: врачи и пациенты сообщают контролирующим органам о неэффективности или побочных действиях. У нас лишь 7% медиков извещают об этом Государственный фармакологический центр: остальные не хотят бюрократической волокиты или боятся, что в неудачном лечении обвинят их самих. Больные же и вовсе не знают, кому жаловаться. Надо наладить сбор их отзывов, врачей наказывать за «недоносительство» (а за откровенность прощать и поощрять) и при неблагоприятных свидетельствах лишать лекарства лицензий. Так, без раздувания чиновничьего штата и вообще без затрат можно поставить заслон всем бесполезным и вредным препаратам! А пока это не сделано, только совесть и жадность изготовителя определяют, не подмешает ли он в таблетку компоненты подешевле – например, с истекающим сроком годности.

Кого из украинских политиков публично связывали с производством лекарств

Раиса Богатырева, Секретарь Совета национальной безопасности

Журнал «Тиждень» сообщал, что ей и ее сыну Александру Богатыреву принадлежит харьковское предприятие «Биолик», почетным президентом которого она является. «Биолик» выпускает иммуномоделирующие лекарства («интерферон», «иммуноглобин»), которые рекламируются как эффективная профилактика гриппа и особенно хорошо раскупаются при эпидемиях. Делают там и «липин» для лечения легочных заболеваний.

Константин Жеваго, член парламентской фракции «Блок Юлии Тимошенко – Батьківщина»

Его называют совладельцем финансово-промышленной группы «Финансы и кредит», к которой относятся ОАО «Гемопласт», ОАО «Галичфарм» и ОАО «Киевмедпрепарат». Последнее предприятие считалось одним из крупнейших производителей антибиотиков даже по меркам СССР. В начале января бютовцу исполнилось 37 лет, с чем его и поздравил президент Виктор Янукович.

Александр Биловол, в правительстве Тимошенко – первый замминистра здравоохранения и главный государственный санврач Украины

По данным журнала «Фокус», покровительством Биловола объясняли то, что харьковский завод «Здоровье», выпускающий из индийского сырья «Тамивир» (аналог швейцарского «Тамифлю»), принял участие в тендере на поставку лекарств от свиного гриппа. Харьковчане выиграли тендер, хотя упаковка «Тамивира» стоила 190 гривен, а упаковка швейцарского препарата – всего 67 гривен.

Павел Жебривский, член парламентской фракции «НУ-НС»

По данным журнала «Тиждень», его сестра Филя – глава правления и совладелец ОАО «Фармак», на долю которого приходится десятая часть всех украинских лекарств. Предприятие выпускает «Амизон», за которым при гриппе стоят очереди в аптеках.

Официально

«При господдержке у нас через пять лет будут качественные препараты чисто украинского производства»

Татьяна БАХТЕЕВА, глава комитета ВР по вопросам здравоохранения:

– Украинский фармрынок насчитывает 13 тысяч наименований лекарств. Из них 95% – генерики, то есть не оригинальные препараты: они ввозятся в нашу страну из других стран в виде субстанций или даже готовых капсул и таблеток, у нас упаковываются и продаются. В принципе, практически все генерики соответствуют своему фармсоставу и выполняют свои функции. Но никто не гарантирует, что на каком-то этапе в них не попадут глина, песок, мел или другие компоненты, которые просто создают дополнительный объем. Это ведь огромный бизнес, оборот генериков на украинском рынке составляет $2 млрд в год. Много лет это все было пущено на самотек. Сейчас государство понемногу пытается контролировать фармрынок, и это правильно. Если давать кредиты фармпроизводителям, они смогут обрабатывать более качественные субстанции, закупленные за рубежом. Более того, наши фармзаводы смогут выполнять оригинальные препараты.

Авторы: Владимир АЛИФАНОВ, Наталья МЕЛЕЩУК
Источник: mycityua.com

Добавить комментарий