Прибыль, покрытая пеплом

Языки живого пламени ничем не заменить на пикнике либо в гостиной, оборудованной камином. Древесный уголь или дрова для разведения огня приобретают не только любители барбекю, но и масса заведений общепита. Годовые объемы потребления угля постоянно растут, особенно в летний сезон. Так что потенциал ниши огромен

Суммарный запас древесины в Украине равен 1,8 млрд кубометров. Ежегодно в стране заготавливается 15 млн куб. м этого вида сырья. Поэтому нишу, бизнес в которой связан непосредственно с древесиной, можно считать хорошо обеспеченной ресурсом. Но из дерева можно не только строить, его можно еще и сжигать (как это ни кощунственно звучит), создавая простой, но востребованный продукт. Бизнес по производству древесного угля не требует наличия каких-либо специальных знаний. Для его организации достаточно минимальных затрат, к тому же характерен быстрый период окупаемости, а рентабельность составляет от 80% до 300% в зависимости от типа производства, базового сырья и вида конечной продукции.

В настоящее время более половины древесного угля на рынке изготавливается небольшими предприятиями или ЧП. И это неудивительно: чтобы наладить выпуск, не нужны большие капиталовложения, а местом производства может стать даже собственный загородный участок.

Щепки летят

Именно щепки — первое, что необходимо при производстве древесного угля. Благо, в Украине леса вдоволь. «Запаса, которым обладает наша страна, хватит на 300 лет. И это при условии, что не будет новых насаждений на местах вырубки», — говорит глава Государственного агентства лесных ресурсов Украины Виктор Сивец. Вместе с тем ежегодно высаживается около 20 тыс. га новых лесов. По действующим в Украине правилам, разрешена вырубка до 40–50% деревьев на 1 га леса, а для Карпат этот показатель составляет до 30%. Незаконная вырубка леса не только уголовно наказуема, но и не выгодна. Однако бизнес по изготовлению «пикникового набора» основан не на первичной, высокосортной древесине, а на неликвидной и древесных отходах. К тому же проблема их утилизации остается одной из самых насущных для предприятий по лесозаготовке. При вырубке леса теряется до 25% биомассы, которая остается на площадках. При дальнейшей переработке отходов образуется не меньше: опилки, стружка, срезки, горбыли, которые можно использовать для производства дров и древесного угля. Утилизация отходов — занятие не из дешевых и требует высоких капиталовложений на их вывоз в качестве мусора. Поэтому оптимальный вариант — переработка. При правильной организации она дает предприятию дополнительную прибыль и уберегает от загрязнения окружающей среды.

Александр Старовойт, директор компании AlexStar, начал древесно-угольный бизнес два года назад. Идея родилась из необходимости утилизации отходов существовавшего дерево­обрабатывающего производства. Александр быстро понял, что выпуск угля сам по себе может стать неплохим заработком. «Мы установили промышленное оборудование, способное производить 20–30 тонн угля в месяц», — признается г-н Старовойт.

Не дровами едиными

Остатки лесной промышленности в большинстве случаев становятся либо дровами, либо древесным углем. Процесс изготовления дров довольно прост и не требует особых знаний и навыков, достаточно приобрести промышленный станок (его стоимость — от 5 тыс. грн). Но у дров есть большой недостаток: они громоздки, их неудобно хранить и перевозить.

Более «компактным» и, следовательно, востребованным вариантом принято считать евродрова — древесные топливные брикеты и пеллеты, созданные также из отходов древесины. Они подходят для печей, каминов, котлов и мангалов. Такое топливо дешевле обычных дров и дает больше жара. Но и производство более затратное — первоначальные вложения составят порядка $200 тыс. и окупятся через 3–4 года.

Также брикеты бывают угольными. Они изготавливаются из той же древесины, что и обычный древесный уголь, но с предварительным измельчением и добавлением крахмала. «Такие брикеты дороже пакетированного угля в полтора раза, но при этом дольше горят и занимают меньше места», — рассказывает Сергей Чуркин, менеджер по продажам ООО «Стар Альянс». Тем не менее большинство производителей склоняются к мнению, что выгоднее всего выпускать обычный древесный уголь. Этот продукт имеет сформированный годами разноплановый рынок. Его используют в различных отраслях: в химической промышленности, строительстве и даже медицине. Но приблизительно пятая часть от всех перерабатываемых древесных отходов — уголь для барбекю.

Правда, лес для угля подойдет не всякий, предпочтение отдается сырью из твердолиственных пород деревьев (дуба, бука, граба, ясеня, клена и березы). Уголь из них получается плотный и прочный и, согласно ГОСТу, соответствует марке А. Однако в современных условиях уголь также изготавливают из осины, липы, ивы, ольхи, тополя, а также отходов хвойных пород. Они, соответственно, получают марки Б и В.

Хорошо горит

С пещерных времен технологии заготовки угля хоть и усовершенствованы, однако основной принцип остается тем же. В «домашних» условиях для производства древесного угля используется большая бочка, в которую помещают древесину, а внутри бочки обеспечивают отсутствие воздуха. В результате процесса под названием «пиролиз» (термическое разложение органических соединений) и получается древесный уголь. Вместо бочки можно использовать специальную яму, под которой сделать топочный приямок. Самым важным является процесс выведения продуктов горения. Его необходимо тщательно продумать, потому что именно из-за неправильно организованного процесса выведения смол изготовленный древесный уголь может оказаться очень низкого качества.

Между словами «дешево» и «сердито» можно в данном случае смело ставить знак равенства. Кустарное производство экологически опасно, а условия труда чем-то напоминают ад. «Несмотря на то что многие небольшие компании до сих пор используют «дедовские методы», тенденции к оптимизации производства уже намечаются», — рассказывает Иван Малик, директор ООО «Гринпауэр». Эта компания более 10 лет занимается выпуском оборудования для переработки древесного угля. Иван убежден: если нацеливаться на производство в промышленных масштабах, без специального оборудования не обойтись. Самое меньшее, что вам понадобится, — пиролизная печь. Производительность одной такой установки — от 10 до 45 тонн угля в месяц. Стоимость печи зависит от производительности и изготовителя и может колебаться в пределах $2,5–25 тыс. На начальном этапе организации бизнеса можно использовать одну печь, а в процессе развития лучше приобрести несколько, которые будут работать по сдвинутым циклам.

Используя современное оборудование, из 3–4 кг леса можно получить 1 кг древесного угля. Аппараты для получения продукта, существующие в настоящее время на украинском рынке, чрезвычайно разнообразны — это и стационарные вертикальные, и горизонтальные, непрерывно действующие печи, и реторты различной мощности, и мобильные установки малой мощности. Сейчас особым спросом пользуется углевыжигательная печь (УП) «Евро», созданная отечественными разработчиками. Ее стоимость довольно высока — 180 тыс. грн. Зато печь соответствует европейским стандартам: имеет высокий уровень автоматизации, контролирует процесс выжигания угля, но все еще нуждается в операторе, хоть разработчики и обещают создать УП с полной автоматизацией процесса. Тем, кому сложно разобраться в особенностях ее работы, компания предоставляет информационную и партнерскую поддержку. «Бывали ситуации, когда клиент не хотел или не мог разобраться с оборудованием. В таких случаях выезжал наш специалист и помогал наладить производственный процесс от «А» до «Я». Стоимость такой услуги — от $1 тыс.», — признается г-н Малик.

Упакуем и продадим

Хороший способ повысить рентабельность — приобрести линию фасовки. 85% угля производители продают в полипропиленовых мешках по 2500–2800 грн за тонну. А уголь в мелкой расфасовке может стоить до 5 тыс. грн. Некоторые предприятия зарабатывают «раскладыванием по мешочкам», даже не имея производства. «Стоимость фасовочного аппарата — 16 тыс. грн. Он малогабаритный и потребляет всего 1кВт энергии. Его обслуживают два работника — оператор и загрузчик. При объемах производства 2–2,5 тонны в день аппарат окупается за 2,5 месяца», — говорит технический инженер предприятия «Мастерская Своего Дела» Александр Пирогов. «Если же добавить линию автоматической подачи, которая стоит 21 тыс. грн, это поможет упростить процесс и использовать только одного оператора. Тогда линия окупится за полгода, а в дальнейшем будет приносить значительно больше прибыли».

Спрос на предложение

Перед открытием бизнеса стоит продумать схему реализации. В число постоянных клиентов следует зачислить суши-бары, рестораны, шашлычные, с которыми можно заключить типовой договор на поставку древесного угля. Один ресторан потребляет 3–5 тонн угля в месяц. Частные лица также могут стать клиентами.

Но большинство производителей все-таки нацелены на экспорт, ввиду чего на внутреннем рынке наблюдается дефицит. По словам Сергея Коломийца, директора компании Нardwoodcoal, данный рынок мало заполнен, и на нем практически отсутствует конкуренция: «В прошлом году Европа закупала украинский уголь для барбекю не так активно из-за дождей. Но в настоящее время спрос значительно вырос. Текущая ситуация на рынке древесного угля в Европе для украинских экспортеров весьма благоприятна. Экспортные цены (EUR300 за тонну при крупнооптовой закупке) стимулируют устойчивый рост стоимости на внутреннем рынке Украины».

Не нужно оставлять без внимания и особенность экспорта этого товара: чем больше партия, тем дороже заплатят за единицу продукции. Европа ищет надежных поставщиков, способных предлагать большие партии угля регулярно, и готова платить звонкой монетой. Это связано с тем, что мелких дилеров значительно легче «перекупить»: фирмы-«односезонки» пытаются заработать максимум за короткий срок и переключаются на более выгодного покупателя вопреки предыдущим договоренностям.

Чисто по понятиям

Готовясь стать «углеробом», не сбрасывайте со счетов стремление Украины присоединиться к цивилизованной Европе. В Старом Свете производство древесного угля давно перестало быть «грязным» делом, экологические нормы тщательно соблюдаются. Законодательство не только жестко ограничивает возможность загрязнения окружающей среды, но и всячески стимулирует и поощряет предприятия к ведению «чистого» производства. Например, в Польше выгодно перерабатывать отходы собственного производства — в таком случае компания может рассчитывать на освобождение от налогов и беспроцентный госкредит на оборудование. Даже в соседней России законодательно разделили «грязное» и экологическое производство. В соответствии с этим существуют разные условия дислокации производства: «чистое» должно находиться не менее чем в 300 м от жилых зданий, «грязное» — в 1 км. Наше законодательство пока не дошло до таких высот. И для «грязного», и для «чистого» производства норма одна — 500 м. Несмотря на то что экологические аспекты еще не полностью проработаны, по утверждению участников рынка, «европейская» тенденция уже намечается. Поэтому грамотные производители оборудования рекомендуют ставить печи не ближе 1 км от жилых домов, дабы в будущем не было проблем с законом и не возникла необходимость передислоцировать производство.

Калькуляция

В среднем на открытие производства вам понадобится $10–40 тыс. в зависимости от мощности оборудования. Полностью укомплектовать предприятие производительностью до 70 тонн в месяц можно за $50 тыс. Среднемесячные затраты с учетом зарплаты рабочим, амортизационных расходов и покупки древесных отходов составляют около $10 тыс. При себестоимости угля 1,1 тыс. грн за тонну и рыночной цене свыше 2 тыс. грн/т такое предприятие сможет приносить до $10 тыс. в месяц.

Цены на древесный уголь внутри страны находятся на следующем уровне: уголь из пиролизных печей отпускается со складов по 2500–2900 грн за тонну. Уголь из ретортных печей стоит 2200–2250 грн за тонну, из установок малой мощности — 2000–2200 грн за тонну.

Автор: Анастасия Дашинская

Источник: Статус

Добавить комментарий