Биотопливо с Полесья

Лидерами и наиболее подходящими областями для развития производства биотоплива в Украине считаются Полесье и некоторые районы Западной Украины. Именно эти регионы располагают хорошей сырьевой базой

Мировые запасы нефти исчерпываются, цены на нее растут, ученые занимаются поиском новых возобновляемых источников энергоресурсов. Главы ведущих европейских государств в минувшем году озвучили цель, которая затрагивает и нашу страну: в ближайшие 2–3 года биотопливо должно составлять 20% от всего используемого горючего. Ученые считают, что при проведении правильной политики Украина будет в состоянии давать 50–75% всего потребляемого Европой альтернативного топлива, а рентабельность производства перевалит за 50%. «Статус» решил изучить биотопливный потенциал Украины и выделить благоприятные для развития этого бизнеса регионы.

Лесная РАПСодия

Биотопливо производят в 20 регионах Украины. И что только ни служит сырьевой базой для его изготовления — начиная от зерновых и бобовых культур и заканчивая отходами животноводства и птицеводства.

[Зарубежный опыт]
Государство в помощь
В странах Евросоюза производство биодизеля имеет существенную государственную поддержку. В Германии биотопливо не облагается минеральными и экологическими налогами, существует система дотирования выращивания рапса. Во Франции налоговая скидка составляет 0,35 EUR/л биодизельного топлива. В Испании автомобилистам, использующим такое горючее, разрешена бесплатная внутригородская парковка. В целом по Европе 1 л биодизеля на EUR0,1–0,15 дешевле, чем дизельное топливо. Также, например, если семья или предприятие в Германии установит котел, работающий на топливных гранулах, государство выплачивает дотацию в размере от EUR500 до EUR2500 — в зависимости от мощности, комплектации и типа котла. С подачи государства к проектам альтернативной энергии подключается банковский сектор, который стимулируют предоставлять долгосрочные кредиты на 15–20 и даже 30 лет под низкие проценты.

В Украине, по различным данным, себестоимость 1 л биодизеля составляет 2,2–3 грн. Стоимость такого топлива зависит от ряда факторов, таких как урожайность рапса, эффективность использования соломы и шрота, стоимость химических ингредиентов (метанола и щелочи), глубина переработки глицериновой воды, качество технологического процесса получения биодизеля.

«Этот рынок практически не поддается статистическому анализу, потому что здесь присутствует много мелких производителей. Есть и солидные игроки, в основном это крупные дерево- и маслоперерабатывающие комбинаты», — рассказывает Юрий Шмыгин, директор ЧП «Столярные мастерские Шмыгина».

Лидерами и наиболее подходящими регионами для развития данного бизнеса считаются Полесье и некоторые районы Западной Украины. Главное преимущество этих мест — доступность сырья. Основой для производства биотоплива являются рапс и отходы деревопереработки. «Производить твердое топливо выгоднее и проще в регионах, богатых лесными насаждениями, — таковыми являются Полесье и массивы вокруг Карпат. 70% всего производимого в Украине биотоплива приходится на эти области», — отмечает Руслан Швец, руководитель информационного агентства «Агроньюз», аналитик аграрных рынков. Согласен с коллегой и Виталий Давий, президент Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива и энергии Украины: «Самые привлекательные регионы для производства древесных брикетов и пеллет — Житомирская, Черниговская, Закарпатская и Ивано-Франковская области. Они имеют наибольший лесной потенциал и, соответственно, развитую индустрию деревообработки, обеспечивающую отходы для производства биотоплива». Кроме того, на западе Украины много фирм с иностранными инвестициями, а это, по мнению г-на Шмыгина, хороший знак: иностранцы лучше наших предпринимателей оценивают окупаемость бизнеса и его перспективы, поэтому размещают свои производства вблизи сырьевой базы.

В то же время наиболее благоприятные условия для выращивания озимого рапса наблюдаются во Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Хмельницкой, Киевской областях; а ярового — в Киевской, Черкасской, Черниговской. К слову, в прошлом году Украина выбилась в европейские лидеры по площадям посевов рапса, обогнав Францию и Германию. Больше других отвели земель под эту культуру Винницкая, Кировоградская и Одесская области. По словам Михаила Яцканыча, директора кировоградского отделения Укргосфонда поддержки фермерских хозяйств, активно сеять рапс начали в прошлом году, после того как закрыли несколько сахароперерабатывающих заводов и хозяйства перестали сеять свеклу. Та же причина и в Винницкой области.

Однако судить о перспективности выращивания рапса в южных областях пока рано. По словам Евгения Коломыйца, кандидата биологических наук, эти области нельзя назвать подходящими для данной культуры: «На территории степной Украины существует значительный риск неблагоприятных метеоусловий в осенний период вегетации и зимой. Здесь выращивание озимого рапса без специальных разработок и обоснований не может считаться целесообразным».

Ставка на инфраструктуру

Выгодно открывать предприятия по производству биотоплива вблизи крупных городов, например Киева.

[мнение предпринимателя]
Конкуренция не за горами
Юрий Шмыгин, директор ЧП «Столярные мастерские Шмыгина»:
«Я, как человек, который занялся производством биотоплива сознательно, не думаю, что конкуренция на нашем рынке скоро усилится. Особенно, если принимать во внимание то, что альтернативная энергия становится все более популярной и перенасытить этот рынок невозможно. У каждого потребителя свое преимущество: у кого-то энергосберегающие технологии, кто-то модернизирует оборудование — и мало кто об этом говорит, делится новацией. Наша компания старается минимизировать затраты электро­энергии, сделать производство автоматизированным, так как львиная доля себестоимости готового продукта — затраты на электричество. Также мы перерабатываем опилки в брикеты и делаем твердый розжиг, соответственно компонуем, предлагаем своему потребителю не только топливо, но и чем его разжечь».

«В этом регионе хорошо развита инфраструктура, жители быстрее адаптируются к ноу-хау, проще, чем в других областях, продавать продукцию. В столице лучше организованы схемы купли/продажи, что облегчает ведение данного бизнеса. Но нужно подходить к этому вопросу серьезно. Некоторые производители видят интерес потребителя и начинают выпускать «модный» товар. В результате не справляются с поставленной задачей, их бизнес прогорает», — рассуждает Сергей Лосинский, директор ООО (ТОВ) «Біоенергозбут».

Не во всем согласен с ним Юрий Шмыгин. По его наблюдениям в Киевской области дороже рабочая сила, и это влияет на себестоимость продукции, она становится менее конкурентоспособной. «К минусам я также отнес бы дорогую электроэнергию, аренду помещений (Киевская область — одна из самых дорогих по аренде земельных участков), — продолжает г-н Шмыгин. — Однако есть и позитивные моменты: в Киеве действительно хорошо развита инфраструктура, легче получить разрешительную документацию — министерства и фитосанитарные службы находятся недалеко. Также в Киевской области расположены крупные склады фирм-потребителей. Но, должен заметить, что порой может быть дешевле произвести товар в Западной Украине и доставить его в Киев. И, конечно же, в столице становится больше бизнесменов, которые ставят у себя хорошие котлы с высоким КПД, камины, пеллетные печи».

Альтернативные трудности

В условиях кризиса производство биотоплива — бизнес трудноразвивающийся, потому что требует сразу больших капиталовложений. Соответственно, украинским предпринимателям тяжело финансировать его самостоятельно, без привлечения иностранных инвесторов.

[мнение эксперта]

Сырье всему голова
Виталий Давий, президент Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива и энергии Украины:
«Основа данного бизнеса — надежная сырьевая база, лучше — собственная. Если есть желание и деньги для реализации проекта производства биотоплива, но нет гарантий стабильных поставок сырья по приемлемым ценам на период окупаемости завода (3–4 года), то этим направлением вообще не стоит заниматься. В Украине огромное количество примеров того, как деньги были «зарыты» в производство, которое из-за дефицита и дороговизны сырья работает на 10–20% своих возможностей. Такие проекты не окупятся никогда. Также важным является стабильный сбыт, который нацелен, главным образом, на экспорт. Основные потребители украинского твердого биотоплива — Польша, Германия, Чехия и Италия. В год Украина экспортирует около 600 тыс. тонн топлива.
Но самой эффективной бизнес-моделью остается производство топлива с дальнейшим его использованием в Украине для выработки тепловой энергии, которая продается потребителям. Цепочка «от леса до гигакалории тепла» позволяет получать максимальную прибыль на биотопливном проекте с рентабельностью 40–50%».

«По­этому некоторые пытаются производить брикеты кустарным способом, например, делают пеллеты на станках времен Советского Союза», — говорит Юрий Шмыгин. Существуют трудности и с выращиванием рапса: при обработке почвы, чтобы создать мелкокомковатую структуру, нужна современная сельхозтехника, которой у фермеров и мелких хозяйств нет. «Рапс — культура, достойная внимания, конкурентоспособная, экономически выгодная. Но считать ее панацеей от всех бед нельзя. То, что он истощает почву — лишь вершина айсберга, — предостерегает Евгений Коломыец. — Существует еще и пестицидная нагрузка, которую никто не подсчитывал».

Если перечислить преимущества и недостатки организации бизнеса по производству биотоплива, то, как утверждают бизнесмены, минусов окажется больше, чем плюсов. «Основная проблема заключается в том, что, в принципе, вся система ведения малого и среднего бизнеса — сложная и неудобная. Конкретная помощь идет только от глав сельсоветов, которым выгодно организовывать такие предприятия. Но несмотря на все это, отрасль выработки альтернативного топлива является одной из самых перспективных и многообещающих», — утверждает Сергей Лосинский.

Европа раскрыла объятия

Все отечественные производители биотоплива работают в основном на экспорт. 80% из всего производимого биопродукта отправляется на зарубежные рынки. Экспортируют и сырье для изготовления биотоплива, например, на заморские заводы отправляется более 90% отечественного рапса. Это связано с тем, что потребление биотоплива настолько выросло, что производственных мощностей Украины не хватает для удовлетворения существующего спроса. В Европе как частные дома, так и государственные учреждения активно переходят на использование биотоплива, потому что теплоотдача пеллет и газа приблизительно одинакова (разница в 0,2 кДж), а цена альтернативного топлива на 200–250% ниже. «Страны-импортеры указывают определенную сумму, которую они готовы заплатить за единицу товара, и украинский производитель ориентируется на это предложение. Спрос внутри страны можно назвать удовлетворенным: уже и государство инвестирует в эти программы. Растет рынок — растет и производство биотоплива. Если не будет никаких запретов, например на деревообрабатывающую промышленность, то производство альтернативного топлива будет ежегодно увеличиваться», — прогнозирует г-н Лосинский.

«Мы работаем с Италией и Чехией, — рассказывает Юрий Шмыгин. — Также среди импортеров биотоплива украинского производства следует назвать Польшу, Словакию, Португалию, Германию и Скандинавские страны. В год Украина экспортирует 15–20 тыс. тонн брикетов и вдвое больше пеллет». Качество экспортной продукции соответствует европейским стандартам (проходит анализ на содержание CO2 и твердость продукта). «Делайте больше, а мы будем покупать», — именно таково предложение от Европы», — отмечает г-н Шмыгин.

Но пока альтернативные виды энергии составляют не более 1% в энергетическом балансе страны. Возможности биотоплива используются всего на 0,8%. Теоретически на протяжении 5–6 лет можно довести долю альтернативной энергии в Украине до 10–15%. Это реально, но нужны совершенно другие инвестиционные условия, более легкий доступ к долгосрочным кредитам, улучшение предпринимательского климата, защита прав собственности.

[к сведению]

Альтернатива и перспектива
Важно увеличивать посевы сахарной свеклы и рапса для производства биотоплива, убеждены в Минагропроде. По мнению Николая Присяжнюка, министра аграрной политики Украины, в перспективе это позволит уменьшить зависимость страны от импорта нефтепродуктов. Выращивать, по словам чиновника, должны и сою, и подсолнечник, и кукурузу. Однако не вывозить эту продукцию за рубеж, а перерабатывать внутри страны. Для справки, в 2010 г. в Украине собрали более 7,5 млн тонн подсолнечника, 1,5 млн тонн рапса, 13,5 млн тонн сахарной свеклы и 1,7 млн тонн сои.

[мнения экспертов]

Топливный потенциал
Руслан Швец, руководитель информационного агентства «Агроньюз», аналитик аграрных рынков:
«Рынок биотоплива выходит на новый уровень развития. Мировые концерны по изготовлению этого продукта набирают обороты, законы лоббируются, открываются предприятия по производству биологического топлива. Украина не исключение, ведь выпуск альтернативного топлива несет в себе экономический и технологический прогресс, новые рабочие места, а также некую экономическую независимость. В этой отрасли заложена работа на перспективу: производство биотоплива позволит сократить потребление бензина, что уменьшит зависимость от экспорта нефти. Новаторами в этом направлении выступили США и Европа, что в свою очередь увеличивает экспорт биотоплива из Украины в ЕС. Наша страна известна во всем мире своим «органическим потенциалом», производители постоянно находятся в поисках нового сырья для переработки. Традиционно в мире используют древесину и разнообразные древесные отходы для производства твердого биотоплива, а также сахарный тростник и кукурузу для выработки биоэтанола. В нашей стране есть значительный объем древесной продукции для изготовления твердого биотоплива для внутреннего потребления и экспорта. За последний год внутренний спрос на альтернативное топливо в Украине вырос на 60–70%, экспорт вообще сложно поддается оценке: за прошлый год продажа твердого биотоплива за границу, по официальным данным, составила 650–700 тыс. тонн».

Будущее за «хламидомонадой»
Иван Кравченко, старший научный сотрудник ИВЭ НАН Украины:
«В мире уже существуют технологии по выращиванию и переработке в биотопливо специальных микроводорослей. В Украине это направление известно широкому кругу специалистов, но его никто не изучает, не экспериментирует с ним и не внедряет. Проблем несколько: непонимание и неверие, а также отсутствие отечественных штаммов самих микроводорослей. А это дорогостоящий интеллектуальный продукт. Не сами водоросли, естественно, а информация о них. Должны покупаться лицензии и рассада. Ряд институтов НАН Украины работают над этим. Я не микробиолог и занимаюсь технологией и конструкцией оборудования. Мною разработана пока только эскизная конструкция патентоспособной установки для этих целей. Но это недешевый проект и денег на него пока нет».

Авторы: Дарья Анастасьева и Анна Слесарева

Источник: Статус

Добавить комментарий