В скором времени Киев будет отапливаться пеллетами — топливными гранулами, получаемыми из торфа, древесины или сельскохозяйственных отходов. По крайней мере, в сентябре нынешнего года компания «Киевэнерго» заявила о намерении перевести ряд котельных на работу с этим видом твердого биотоплива. Теперь у производителей пеллет может появиться едва ли не первый постоянный канал сбыта в Украине, ведь до сих пор львиная доля топливных гранул отправлялась за рубеж. Так, по данным Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива и энергии (АПЕУ), в прошлом году украинские предприятия произвели 660 тыс. т твердого биотоплива, 573 тыс. т из которых было вывезено за границу.
Продавцы гранул
В Украине спрос на пеллеты пока невелик. Но благодаря поставкам на европейский рынок производителей топливных гранул с каждым годом становится все больше. В 2008 году в нашей стране работало около двадцати компаний, занятых в этом бизнесе, а уже через год — более ста предприятий. По словам Дейва Янга, главы Совета Европейско-украинского энергетического агентства, инвесторы заинтересованы вкладывать деньги в этот бизнес, поскольку пеллеты — экономически выгодное топливо. «Благодаря инвестициям компании, имеющие доступ к сырью, могут создавать новые предприятия», — отмечает господин Янг.
Большинство украинских пеллетных заводов расположено в северных областях страны — Черниговской, Киевской и Житомирской. Самые крупные производители — компании «Экогран» и «Пеллет Энерго Украина». По данным АПЕУ, годовые производственные мощности этих предприятий составляют 45 и 50 тыс. т соответственно. Как показывает опыт Сергея Чупова, главы правления компании «Экобиопром», производство пеллет выгодно совмещать с лесозаготовкой. Как пример он приводит историю развития своей фабрики, построенной в 2007 году. Но вскоре, когда регулярно стало не хватать сырья, ему пришлось расширить бизнес, организовав заготовку и торговлю пиломатериалами. «Производство пеллет как отдельно взятое направление — достаточно сложный бизнес. Поэтому, чтобы обеспечить фабрику качественным сырьем и уменьшить себестоимость продукции, мы построили распиловочную линию. Таким образом, мы и продаем пиломатериалы, и получаем относительно дешевое сырье», — поясняет господин Чупов.
Сложно приходится фабрикам, покупающим сырье. Случается, что из-за проблем с поставками заводы простаивают месяцами. «Основной поставщик древесины — лесхозы. К сожалению, контракты непосредственно с производителями пеллет они не заключают. Фиксированной цены на сырье нет, из-за чего за полгода его стоимость может вырасти в два с половиной раза», — говорит Богдан Мирошниченко, директор компании «Биотопливные инвестиции». В результате «сырьевого голодания» к сентябрю текущего года более 50% отечественных производителей биотоплива приостановили работу. «Древесные отходы перекупаются производителями стройматериалов. Для решения этой проблемы необходимо ввести специализированные аукционы по продаже сырья только для биотопливных компаний», — полагает президент АПЕУ Виталий Давий.
Мода на экологию
Основные покупатели пеллет в Украине — частные домохозяйства, в которых установлены твердотопливные котлы. По информации Виталия Давия, на долю частников приходится около 60% потребления топливных гранул. Остальное используют промышленные предприятия (30%) и реконструированные коммунальные котельные (10%). В отличие от западных стран, в Украине процент пеллет по сравнению с другими видами топлива крайне невысок. По мнению производителей, внутренний спрос на пеллеты отсутствует из-за неосведомленности населения. «У нас граждане практически ничего не знают о возможности отапливать жилье биотопливом. Желающих установить пеллетные котлы очень мало, в основном это приверженцы экологически чистых технологий. За последние четыре года к нам обращалось не более 3–4 владельцев частных домов ежегодно», — замечает Сергей Чупов.
Следует отметить, что отчасти спрос сдерживается высокой ценой на отопительное оборудование. В рознице пеллетный котел стоит от двух тысяч до нескольких десятков тысяч евро. Однако представители отрасли уверяют, что инвестиции удастся вернуть уже через несколько лет. «Если, к примеру, коммунальные службы перевести на пеллеты, экономия по сравнению с газом будет в 1,5–2 раза. Для окупаемости проекта достаточно двух-трех отопительных сезонов. За это время переход на пеллетное топливо полностью оправдается», — уверяет Богдан Мирошниченко. Еще один сдерживающий фактор развития отрасли твердого биотоплива — инертность властей, которые игнорируют развитие «зеленых» технологий, отдавая предпочтение традиционным видам топлива — газу и углю. «Государство могло бы, например, простимулировать население использовать бойлеры на биомассе и предложить льготы тем, кто их устанавливает. Это могло бы сократить спрос на российский газ», — заявляет Дейв Янг.
Ничего — себе, все — в Европу
По словам руководителя проекта D&P Consult Константина Черныша, основные заказчики украинских топливных гранул — компании из Польши, Германии, Чехии, Италии и Австрии. «Пеллеты из соломы идут как техтопливо для отопления предприятий и ТЭЦ. Топливо из древесины в основном предназначено для обогрева домов, коттеджных городков и частично предприятий», — отмечает эксперт. Поставляют пеллеты на Запад преимущественно крупные компании либо же трейдеры, закупающие гранулы непосредственно у производителей. Владельцы небольших фабрик зачастую не могут договориться о поставках пеллет в ЕС из-за нерегулярной работы своих предприятий, вызванной отсутствием сырья. Сюда же добавляются проблемы с логистикой. «Пеллеты имеют стандартную цену, которая устанавливается либо на границе Украины, либо уже «у ворот» заказчика. Чем дальше от нашей страны находится конечный пункт доставки товара, тем выше стоимость самой доставки и тем меньше доход производителя», — разъясняет Дейв Янг. Вдобавок к этому с внешних рынков украинских бизнесменов вытесняют российские конкуренты, ежегодно наращивающие производственные мощности.
В связи с этим предпринимателям приходится расширять рынки сбыта и повышать качество выпускаемой продукции. Последнее пришлось сделать компании «Экобиопром», которая за год реализовывает от 7 до 12 тыс. тонн пеллет, 80% из которых идет на экспорт в Данию, Норвегию и Швецию. «На европейский рынок очень сложно попасть, не имея продукции высокого качества», — констатирует Сергей Чупов. Свои требования к качеству европейцы оформили в новых стандартах, разделив пеллеты бытового и промышленного назначения. В частности, производители обязаны сортировать пеллеты по количеству вырабатываемой при сгорании золы.
«Зеленые» льготы
Правительства европейских стран всячески поддерживают компании, занятые производством твердого биотоплива. Формально Украина не отстает от прогрессивного Запада. «В настоящее время государство поддерживает отрасль путем существующего «зеленого тарифа». Например, если сжигать пеллеты и вырабатывать электроэнергию, то ее можно продать по 12–13 евроцентов за кВт, что в 2–3 раза превышает стандартную стоимость. Однако это неприменимо для многих пеллетных производств, поскольку они сфокусированы на продаже своей продукции, а не тепла, которое можно получить при ее сжигании», — подчеркивает Дейв Янг.
По мнению Виталия Давия, для пеллетных фабрик также необходимо ввести более низкий тариф на электроэнергию, ведь в себестоимости производства топливных гранул затраты на электричество составляют 20–25%. «Что касается законодательной коллизии, то главная — отсутствие возможностей у компаний воспользоваться льготами на ввоз оборудования (нулевая ставка НДС и таможенной пошлины). Эти льготы предусмотрены действующим законодательством, но из-за отсутствия нормативных актов, к примеру, реестра оборудования и постановления Кабмина, закрепляющих механизм предоставления льгот, участникам рынка они недоступны», — добавляет президент АПЕУ. И как следствие, из-за невыполнения государством своих обязательств страдают предприниматели. «При ввозе любого оборудования, в том числе и для производства пеллет, мы платим НДС, с возмещением которого в стране сейчас большие проблемы. К примеру, пресс стоит EUR250 тыс., налог составляет около 20% от стоимости. Эти деньги извлекаются из оборотных средств, в результате чего я не могу закупать лес и развивать производство», — сетует Сергей Чупов.
Все дело в технике
Основные расходы при создании пеллетной фабрики приходятся на закупку оборудования. У предпринимателей есть два варианта: приобрести технику украинского производства либо же западного. «В зависимости от запланированных объемов украинская техника будет стоить в пределах $50–150 тыс. Цена импортного оборудования превышает $1 млн», — рассказывает Богдан Мирошниченко. Как заметил Сергей Чупов, сейчас у предпринимателей есть возможность заказать постройку завода «под ключ». «Фабрика с импортным оборудованием обойдется в EUR1,5–2 млн, но если самостоятельно собирать технику и контролировать работы, то постройку фабрики можно немного удешевить», — говорит предприниматель. Кроме того, стоит позаботиться о справках и разрешениях от контролирующих органов. «Запуск производства пеллет в Украине слишком бюрократизирован. Для этого необходимо получить более ста различных разрешений и согласований, что очень замедляет ввод в эксплуатацию объекта», — считает Виталий Давий.
Игроки пеллетного бизнеса не скрывают, что, используя отечественное оборудование, сложно добиться качества продукции, которого требуют заказчики в Европе. «Пеллеты, произведенные на оборудовании украинской сборки, получаются рыхлыми и не пригодными для транспортировки», — говорит Сергей Чупов. Решение проблемы для компаний с украинской техникой предприниматель видит в развитии производств замкнутого цикла: вырубка леса, переработка древесины, изготовление и использование пеллет, продажа электроэнергии. «При содействии Черниговской облгосадминистрации и Министерства обороны мы разрабатываем экспериментальную программу — в небольшом поселке за собственные средства и за счет инвесторов установим котлы, которые работают на пеллетах, угле и древесной щепе. Сейчас главное — показать людям, что таким топливом можно обогревать дома и это намного выгоднее, чем использование газа», — заявляет господин Чупов.
Если развивать производство на основе сырья из сельскохозяйственных отходов, придется инвестировать в оборудование по уборке и тюкованию соломы. «Угодья, пригодные для экономически целесообразного производства пеллет из соломы (с сухим климатом), расположены далеко от границ с Европой. Потому решением проблемы может быть производство более плотного продукта. Но с учетом современных технологий оборудование, которое может давать большие объемы с наивысшей плотностью конечного продукта и не ломаться, — очень дорогой вариант, недоступный для многих предприятий», — констатирует Дейв Янг.
Биоэнергетическое будущее
Эффективность твердого биотоплива и пеллет уже давно оценили за рубежом. Украинские предприниматели убеждены, что у нас производство топливных гранул при разумной государственной политике может стать не только высокорентабельным бизнесом, но и решением энергетических проблем страны. «К сожалению, государству возобновляемая энергетика сегодня не нужна. Пока есть нефть и газ, никто не будет обращать на это внимание и не станет развивать биотопливную отрасль», — полагает Богдан Мирошниченко. Без роста внутреннего потребления представители этой отрасли не видят дальнейшего развития рынка. «Хоть и медленно, но спрос на пеллеты в Украине растет. Все идет к тому, что ближайшие несколько лет собственники крупных предприятий, использующие газ, будут переходить на биотопливо. В таком случае основными заказчиками для производителей станут украинские, а не европейские потребители», — прогнозирует господин Мирошниченко.
[info]
Пеллетный обогрев
Последние несколько лет в Европе производят и потребляют более 10 млн т пеллет ежегодно. При этом спрос на пеллеты постоянно растет среди владельцев домов, которые используют гранулы для отопления помещений. Первое место в ЕС по количеству котлов, работающих на пеллетах, занимает Италия (740 тыс. в 2009 г.). Кроме того, европейцы используют оборудование совместного сжигания угля с биотопливом. Особенно это распространено в Великобритании, Польше и Испании. А власти Нидерландов запланировали к 2012 г. ввести в эксплуатацию несколько новых электростанций на совместном сжигании.
Ежегодно увеличивается потребление древесных гранул на Британских островах. По прогнозам аналитиков, через год потребление пеллет там вырастет до 3,5 млн т. Большую роль в развитии рынка топливных гранул играет законодательная политика ЕС. К примеру, в Швеции до 2008 года было принято несколько документов, которыми, в частности, был увеличен налог на выброс углекислого газа и введена финансовая поддержка государства — при переводе котельных с угля или нефтепродуктов на топливные гранулы правительство оплачивает от 30 до 70% расходов.
Автор: Ростислав Шаправский (мат."Тепло в гранулах")
Источник: tatuspress.com.ua