Рынок в тенденциях
В последние 5-7 лет, несмотря на стабильное увеличение глобального производства, ситуация на рынках кокса оставалась напряженной. Причины – более медленный по сравнению с ростом спроса прирост производства (введение жестких экологических норм в западных странах привело к остановке многих коксобатарей), снижение китайского экспорта, дефицит коксующегося угля из-за природных катаклизмов и транспортных проблем.
Мировой кризис привел в 2009-2010 гг. к избыточному предложению кокса, впервые за последние годы, и существенному падению цен. Кроме того, по всему миру была остановлено порядка 10% мощностей. К слову, для коксохимических предприятий временная остановка производства сопряжена с немалыми техническими сложностями и финансовыми потерями. Поэтому в кризисный период ряд производителей кокса вместо остановки работы пошли по пути увеличения периода коксования и перевода части мощностей на «горячий простой». В конечном счете, выпуск кокса в этот период превышал потребности рынка. В свою очередь, снижение в середине 2009 г. цен на кокс до 150 евро (или порядка $200) за т сделало неконкурентоспособным китайский экспорт, который в 2009 г. упал до 500 тыс. т.
Помимо Китая, в котором старые заводы с допотопными коксобатареями закрываются, а новые строятся и вводятся в непрерывном режиме (уследить за этим почти невозможно), около 15 млн. т мощностей было закрыто (не остановлено!) в «остальном» мире, в т.ч., 7 млн. т в Европе.
В 2010-2011 г. мировое производство чугуна и стали возобновило рост, обеспечив восстановление спроса на кокс. В этот период оказалось, что работающие коксохимические предприятия не могут обеспечить потребности металлургов. Серьезно осложнили ситуацию природные катаклизмы в Австралии и аварии на шахтах в России, из-за чего рынок столкнулся с дефицитом коксующегося угля. В результате, цены на кокс со времени достижения дна в 2009 г. более чем удвоились, и в 2010 г. достигли $450-470 за т. Помимо высоких цен, на рынке сложился дефицит предложения, усугублявшийся резким снижением китайского экспорта.
В 2011 г. среднегодовые цены на кокс в Европе составляли $ 470/т, на 5-10% выше уровня предыдущего года. Китайский кокс традиционно для последних лет стоил дороже – более $ 500/т FOB, почти достигнув уровня «ажиотажного» 2008 г., когда цены на сталь и сырье взлетели до рекордных значений. В 2012 г. проблем с коксующимся углем не ожидается, значительного прироста производства у металлургов тоже, поэтому цены на кокс, очевидно, будут колебаться в диапазоне $400-470/т.
Рынок в цифрах
Общий мировой потенциал по выпуску кокса в настоящее время составляет 800-820 млн. т (данные CRU), в том числе вне Китая – более 300 млн. т, китайские мощности – порядка 500 млн. т.
В 2011 г. в мировой металлургии – в доменных печах для производства чугуна – было использовано свыше 600 млн. т кокса. Как ожидается, в 2013 г. мировое потребление кокса составит 720-730 млн. т, к 2015 г. достигнет 750 млн. т. 50% этого объема будет потреблено в Азии (преимущественно, в Китае, Японии и Индии). В средне- и долгосрочной перспективе с развитием технологий производства чугуна снижение расхода кокса является неизбежным.
Крупнейшие коксохимзаводы сосредоточены в странах основных производителях стали – КНР, Японии, России, США, Украине, и большинство из них работает в составе ведущих глобальных метхолдингов.
Азия
С 1999 по 2009 г. азиатское производство кокса более чем удвоилось, в то время как в Северной Америке и Европе оно упал на 39% и 32% соответственно. «Мотором» этого роста был Китай, доля которого в мировом выпуске кокса с 20% в 1990 г. выросла до более чем 65% сейчас. В последние годы дополнительную динамику азиатскому потреблению обеспечивает Индия.
Китай
В 2012 г. прирост производства кокса в КНР, как ожидается, замедлится до 5% в 2012 г. по сравнению с 10-12% за предыдущие пять лет. В текущем году годовой спрос со стороны металлургии составит около 440-450 млн. т.
Мощности по выпуску кокса в стране составляют 550 млн. т, примерно 75-80% производимой продукции потребляется в черной металлургии. На провинцию Shanxi приходится 21% выпуска кокса (90 млн. т в 2011 г.), в Hebei производится около 14%. В последние годы основной прирост выпуска кокса отмечается не во внутренних провинциях, таких как Шаньси, а на побережье, где построены новые супермощные интегрированные меткомбинаты.
Помимо интегрированных сталепроизводителей, на которых приходится 30% выпуска кокса, в отрасли работает 230 независимых коксохимзаводов. К концу 2012 г. их число планируется сократить до 150, а к 2015 г. – до 60. Общий их объем производства предполагается сократить до 120 млн. т с 160 млн. т, а производительность вырастет до 2 млн. т с менее чем 700 тыс. т в настоящее время. За счет сокращений в этом секторе правительство надеется повысить качество продукции, сократить и упорядочить импорт угля, снизить затраты энергии и объемы вредных выбросов.
Продолжается и процесс замещения старых коксобатарей новыми, более эффективными. В последние 3 года из эксплуатации ежегодно выводилось от 10 до 15 млн. т устаревших мощностей. В 2011 г. введено 48 новых коксовых печей общей мощностью примерно 26,22 млн. т.
В феврале 2012 г. выпуск кокса в КНР составил 34,3 млн. т, за 2 месяца – 68,93 млн. т (+3,3% к АППГ).
В 2011 г. китайский экспорт кокса остался на уровне предыдущего года. Всплеск экспорта был отмечен лишь в марте (770 тыс. т), когда на мировом рынке сложился высокий спрос и цены вследствие дефицита коксующегося угля, который спровоцировали наводнения в Австралии. В этот период дорогой китайский кокс был временно, примерно до начала осени, востребован на рынках. Отметим, что рост цен на кокс в первой половине 2011 г. стимулировал возобновление ранее законсервированных мощностей, многие КХЗ разогрели свои батареи, однако впоследствии часть из них снова пришлось останавливать.
В последнем квартале 2011 г. китайский экспорт кокса упал до 80-100 тыс. т в месяц. Стоимость экспорта выросла на 7,1% до $1,487 млрд., среднегодовые цены FOB составили $430 за т.
В текущем году сюрпризов от китайского экспорта кокса ожидать не стоит, пока безрезультатны попытки независимых коксохимических компаний пролоббировать отмену или хотя бы снижение 40% вывозной пошлины.
Повышение в 2008 г. экспортной пошлины с 25 до 40% дестабилизировало мировой рынок, и стало тяжелым испытанием для местных коксохимкомпаний, ориентированных на экспорт. С «обычного» уровня в 10-15 млн. т китайский экспорт обвалился до 3 млн. т.
По последней информации, правительство может смягчить условия экспорта кокса, если этого потребует ВТО (ограничивая экспорт сырья, Китай нарушил правила глобальной торговли). Только в январе ВТО постановила признать обоснованным иск в ВТО США и ЕС, которые настаивали на несоответствии нормам организации ограничений, которые власти Китая ввели в сфере экспорта ряда сырьевых товаров, включая кокс.
Остальные страны в Азии, в большей или меньшей степени, зависимы от импорта. Даже Япония импортирует в год от 0,5 до 1 млн. т при собственном производстве 38 млн. т. Несмотря на стабильный уровень выпуска продукции в течение уже 10 лет и существенные инвестиции в качество кокса, средний возраст японских коксобатарей достиг 35 лет, что означает в перспективе необходимость строительства новых.
В Южной Корее выпуск кокса в 2011 г. вышел на уровень 13 млн. т, на Тайване производится до 5 млн. т.
Индия, имеющая большие запасы угля (правда, это преимущественно энергетических), остается крупным импортером кокса. Производство кокса составляет 20 млн. т при потребности в 25 млн. т, в т.ч., интегрированные сталелитейные предприятия производят порядка 15 млн. т. Импортируется от 2 до 5 млн. т кокса, традиционно, ведущим поставщиком является соседний Китай. Одним из крупнейших независимых производителей является Gujarat NRE Coke Ltd с мощностями 1,5 млн. т (планируется нарастить их до 4 млн. т к 2015 г.).
Северная Америка
Коксовая промышленность США некогда была одной из мощнейших в мире, однако уже в течение 20 лет выпуск кокса сокращается – вследствие экологических ограничений, переориентации сталеплавильного производства на лом, а также внедрения современные технических решений в доменном производстве, позволяющих сократить расход кокса.
Еще в 2004 г. потребление кокса в США было на уровне 22,5 млн. т, а уже в 2007-м – 17 млн. т. Параллельно с этим сокращается и производство: с 17 млн. т в 2004-м до 11 млн. т в 2009-м. С 2000-х годов стальное производство уже не может обходиться без импортного кокса. Импорт кокса на протяжении последних лет колеблется в пределах от 3 до 7 млн. т (2010 г. – 1,14 млн. т), экспорт – 1,5-2 млн. т (в 2010 г. – 0,9 млн. т).
В 2009 г. торговый баланс США по коксу неожиданно оказался позитивным: +1 млн. т (импорт 0,35 млн. т при экспорте 1,3 млн. т). 70% экспорта кокса идет в страны НАФТА, остальное – в Латинскую Америку (преимущественно, Бразилию), ЕС, Азию (преимущественно, Индию) и Африку. Импорт идет из Канады, Колумбии, Польши, России, Украины, КНР, Японии и Египта. В 2011 г. крупнейшим поставщиком кокса в США стала Украина (191 тыс. т), опередив Китай (103 тыс. т), из РФ поставлено 87 тыс. т.
На сегодня в Северной Америке ключевыми производителями кокса являются меткомпании US Steel, ArcelorMittal, их дочерние компании, соответственно, Stelco и Dofasco, а также Essar SteelAlgoma. Среди независимых производителей лидирующие позиции у SunCoke Energy, которая в 2011 г. выпустила 3,8 млн. т кокса (+5% к минувшему году), в 2012 г. планируется 4-4,2 млн. т за счет ввода нового завода в штате Огайо. Кроме того, планируется расширить производство кокса на заводе в Бразилии (мощность – 1,5 млн. т), в котором соинвестором SunCoke выступает ArcelorMittal. К слову, ArcelorMittal и в Северной Америке является основным покупателем SunCoke.
Сталепроизводители в регионе активно работают над снижением удельного расхода кокса. В частности, US Steel на заводе в Gary (Индиана) строит два модуля для производства Cokonyx, нового материала, который заменит кокс. В US Steel надеются, что модули общей мощностью около 500 тыс. т смогут снизить потребности компании в коксе на 20%.
В Канаде производство кокса сократилось с 3,2 млн. т в 2000 г. до 2,9 млн. в 2010-м, в Мексике – с 2,2 млн. до 2 млн. за этот же период.
В Латинской Америке спрос на кокс за последние 3 года, несмотря на кризис, увеличился на 5 млн. т: с 9,3 млн. т в 2009 г. до 14,43 млн. т в 2011-м.
В 2011 г. производство в регионе оценивается на уровне 14 млн. т. Бразилия увеличила выпуск кокса с 7,7 млн. т в 2000 г. до 9 млн. т в 2011-м, Аргентина за этот же период нарастила производство с 870 тыс. т до 1,1 млн. т. Перспективным игроком станет Колумбия, располагающая солидными запасами угля. Выпуск кокса вырос здесь с 455 тыс. т в 2000 г. до 2 млн. т в 2011-м. Страна уже входит в число ведущих экспортеров угля, для увеличения поставок на рынки кокса ведется строительство новых заводов. В настоящее время колумбийский экспорт кокса составляет 80% от объемов производства, в основном в страны Америки, Европу и Индию.
Африка и Ближний Восток
В Южной Африке производство кокса составляет порядка 3 млн. т, потребление – 3,5 млн. т.
В регионе MENA (Ближний Восток+Cеверная Африка) производство кокса в 2011 г. составило около 5,8 млн. т, потребление – 6,5 млн. т. Основные коксохимические мощности работают в составе металлургических предприятий в Иране, Турции и Египте. Турция доминирует в региональном выпуске кокса – почти 4 млн. т в год, Иран и Египет – каждый порядка 1 млн. т.
Европейский Союз
В ЕС при потреблении в 110 млн. т два крупнейших производителя – Германия (св. 8 млн. т в год), которая производит кокс для потребностей своих метпредприятий и еще часть продукции докупает, и Польша (9,5 млн. т), потребности которой составляют около половины от производства. Уже много лет Польша входит в число крупнейших экспортеров кокса в мире, поставляя на рынок 6 млн. т. В 2011 г. производство кокса в стране снизилось на 3% и составило 9,2 млн. т (при мощностях 10 млн. т), экспорт сократился на 5%, до 5,9 млн. т. Основные производители – ArcelorMittal Poland Zdziecsowice (произв. потенциал – 5 млн. т), Przyiazn (3 млн. т), KK Zabrze (1,5 млн. т), ArcelorMittal Poland Krakow (1 млн. т), Victoria (0,7 млн. т), KCN (0,4 млн. т).
Относительно крупными производителями являются также Великобритания, Италия, Франция и Чехия. В Чехии крупнейшими производителями кокса являются ArcelorMittal Ostrava и Trinecke zelezarny. Основной независимый производитель – компания NWR, которая в 2011 г. выпустила 800 тыс. кокса, из которых 560 тыс. т ушло на экспорт.
Производство кокса в ЕС сократилось с 54,7 млн. т в 2000 г. до 43,3 млн. т в 2010 г. Ключевые импортеры – Германия (4 млн. т в год), Франция (1,2 млн. т), Австрия (1,3 млн. т), Великобритания (до 1 млн. т).
Автор: Игорь Жигир
Источник: UGMK.info