Обзор рынка свиноводства

Можно сказать, что промышленное свиноводство фактически повторяет путь птицеводства, где продукция крупных ферм в свое время полностью вытеснила и импорт, и домашнюю птицу. Но этот рынок уже прочно занят, а производство говядины проигрывает свиноводству по срокам окупаемости: 10-11 лет против 5-6 лет.

Уже второй год кряду редко какой месяц обходится без сообщения об открытии нового свинокомплекса или заявлений той или иной компании о желании инвестировать в отрасль. Например, в конце июня о намерении вложить более $1 млрд. до 2015 года в комплекс на два миллиона голов заявил концерн «Укрлендфарминг».

Без земли

В начале нулевых свиноводство не считалось привлекательным бизнесом. Практически все крупнейшие свиноводческие предприятия были созданы на протяжении последних 5-10 лет. Например, компания «Нива Переяславщини» Александра Мостипана, входящая в топ-10 свинокомплексов, начав в 2005 году с 650 свиноматок, к 2011-му увеличила поголовье в десять раз. «Глобинский свинокомплекс», выращивающий сегодня 90 тыс. свиней в год, в 2005-м только занимался реконструкцией старой молочной фермы. И, наконец, лидер отрасли — «АПК-Инвест» — был основан в 2006 году.

Инвестируют в украинских свиней не только отечественные бизнесмены. Например, компания «Даноша», занимающая второе место в рейтинге, полностью принадлежит датским инвесторам, их же соотечественники основали и ООО «Галичина-Запад», а «Нива Переяславщины» — совместный украинско-британский проект. «В Украине есть все условиях для инвестирования в свинину — свободный рынок, много зерновых и достаточное количество молодых специалистов, требующих за свою работу меньше денег, чем их европейские коллеги», — говорит директор департамента животноводства «Агро-Овен» Юрий Момот. По его словам, инвестиции на старте нужны большие: покупка одной свиноматки обходится в 2,4-3,5 тыс. евро — при том, что для прибыльной работы их требуется не менее тысячи. Этот бизнес вообще сильно зависит от импорта: помимо самих свиней, за евровалюту в Польше, Дании, Германии приходится приобретать производственные линии для их содержания и компоненты комбикормов.

«Зато для выращивания свиней необязательно владеть значительными земельными угодьями. Животных вполне можно обеспечивать кормом из покупного зерна практически без риска для себестоимости», — говорит о преимуществах Момот. «Для современных ферм с животными хорошей генетики колебания цен на зерно в 20-30% не особо существенны — компании продолжают работать в прибыль. Фермы, работающие по советским стандартам, уже давно убыточны», — подтверждает председатель ООО «Вера-1» агропромышленной группы «Пан Курчак» Павел Синченко. По словам главы животноводческого направления корпорации «Агропродсервис» Романа Березовского, в хозяйствах старого образца в год от одной свиноматки рождается примерно восемь поросят, в то время как на передовых фермах — до 25, при этом расходы на корм — одинаковы.

В итоге, например, «Глобинский свинокомплекс» владея всего 200 га — пятая по мощности свиноферма страны. Для сравнения: крупные птицеводческие компании, сделавшие ставку на выращивание собственных кормов, собирают многотысячные земельные банки — к примеру, концерн «Агромарс» владеет 35 тыс. га.

Свиная вертикаль

За первые пять месяцев этого года импорт свинины достиг пятилетнего рекорда — 64 тыс. тонн. Скачок обеспечили перерабатывающие предприятия, которым было выгодно покупать импортное мясо, стоящее на 3-5 грн. за килограмм дешевле отечественного. Впрочем, на внутренний спрос это не слишком повлияло — по словам директора «Нивы Переяславщины» Юрия Ерошенко, они как продавали 2,5 тыс. свиней в неделю, так и продают, но цена за килограмм свинины в живом весе упала с 24 грн. в марте до 20,5 грн. к июлю. В прошлом году цены были еще ниже — свиноводы продавали животных практически по себестоимости, беря за килограмм 14,5 грн.

Подобные ценовые колебания подталкивают свиноводов к строительству вертикально интегрированных холдингов со всеми стадиями производства — от обеспечения кормовой базы до конечной переработки. Кстати, из первой десятки владельцев промышленных ферм трое — как раз собственники предприятий — крупнейших переработчиков мяса. Это Борис Колесников («АПК-Инвест»), Александр Кузьминский «Глобинский свинокомплекс») и Сергей Тарута, контролирующий «Бахмутский аграрный союз» и «Горловский мясокомбинат». Есть свои заводы и у других производителей свинины. При этом некоторые компании стараются идти по проторенному птицеводами пути — строят фирменные сети и продают мясо под своими торговыми марками. «Работать с супермаркетами не так выгодно — минимальная отсрочка платежа для мяса — 14 дней, а для готовой продукции — 45 дней. Кроме того, они могут купить дешево, а продавать на 30% дороже», — рассказывает председатель правления ПАО «Переяславский ЭКХП» Александр Ярощук. Наценка в фирменных магазинах ПАО — 12-17% от себестоимости в зависимости от региона. По словам Юрия Ерошенко, они уже открыли 10 таких магазинов и планируют открыть еще столько же. С 2008-го торгует мясом под брендом «М'ясна весна» и «АПК-Инвест».

Но какая бы компания ни открывала фирменные магазины, уже сейчас можно сказать, что избытка сала в них не будет. В отличие от фермерских, хрюшки, выращенные на промышленных свинофермах, преимущественно мясных пород с очень небольшой сальной прослойкой. «Чтобы нарастить сало, нужно в два раза больше энергии, что увеличивает расходы на корм. Такие породы сейчас никто не разводит», — рассказывает Павел Синченко. Соответственно, когда промышленное свиноводство окончательно вытеснит кустарное, украинцам придется привыкать к вкусу импортного сала, объем которого за последние пять месяцев и так вырос на 50% год к году — до 11,8 тыс. тонн.

Источник: Инвест газета. РБК-Украина

Добавить комментарий