Несмотря на то что родина фарфора — Китай, отечественным мастерам удалось освоить непростую технологию его изготовления еще 200 лет назад. Древние традиции, богатые сырьевые ресурсы и стабильный спрос на готовые изделия — далеко не полный перечень причин для того, чтобы задуматься над открытием бизнеса по производству такой продукции. Колоссальные запасы каолина (белой глины) — основы для изготовления фарфора, сосредоточенные в Донецкой, Житомирской, Полтавской, Сумской и Хмельницкой областях, — серьезное конкурентное преимущество украинских производителей на мировом рынке. Ведь ни в одной стране залежи сырья не расположены настолько «удобно» для его добычи.
Главная проблема отрасли — большие объемы импорта дешевой и низкокачественной китайской продукции, поэтому для создания успешного «фарфорового» бизнеса предпринимателям необходимо запастись терпением и разработать грамотную маркетинговую стратегию, дабы потеснить незваных восточных производителей.
Вопреки традициям
Первое украинское предприятие по выпуску бытовой и декоративной фарфоровой посуды появилось в г. Корец Волынской (ныне Ровенской) обл. еще в конце ХVIII века. В советские времена на территории Украины работало около двух десятков крупных и средних предприятий по выпуску изделий из фарфора — достаточно большое количество для одной республики. В связи с этим продукцию экспортировали во все без исключения страны нынешнего СНГ, Прибалтику, Германию, Израиль и США.
Однако вопреки наличию производственных мощностей, кадров, сырья, а также внутренних и международных рынков сбыта с началом перестройки предприятия отрасли стали постепенно «сворачивать» свою деятельность. Так, если в 2009 г. на территории Украины еще работало 11 заводов, к 2012 г. их количество сократилось до трех. В числе уцелевших оказались такие предприятия, как Сумской фарфоровый завод, Довбышский фарфоровый завод (Житомирская обл.) и предприятие «Любава Люкс» (г. Дружковка, Донецкой обл.).
Последствия закрытия заводов не заставили себя долго ждать. По данным маркетинговой компании «Синергия», если еще два года назад доля китайского фарфора на отечественном рынке составляла 63,4%, то в 2011 г. она увеличилась до 76,6%. Вместе с тем, по словам Татьяны Изовит, исполнительного директора ассоциации «Укрлегпром», подавляющее количество китайского фарфора, представленного в Украине, не имеет никаких сертификатов качества. В погоне за дешевизной покупатель не всегда задумывается над тем, что купленная им посуда может содержать свинец. Поэтому главный козырь наших предприятий в соответствии их продукции всем необходимым стандартам качества. Вопрос лишь в том, насколько удачно той или иной компании удастся донести эту информацию до потребителя.
Учитывая то, что в 2011 г. совокупная стоимость ввезенных в Украину фарфоровых изделий составила $12,6 млн, очевидным остается одно: при немалом рынке потребления наши производители совершенно зря предпочитают оставаться не у дел. Желающим изменить положение вещей стоит помнить, что закрытие предприятий оставило без работы сотни людей — опытных кадров, хранящих традиции производства. Их знания в совокупности с уникальными ресурсами — серьезные аргументы задуматься над тем, как отвоевать свой кусок пирога.
Каолиновые просторы
Основополагающий фактор функционирования фарфорового завода — доступность сырья. В условиях рыночной экономики такое положение вещей более чем логично: необходимость предлагать конкурентоспособную стоимость существенно сужает выбор подходящих для такого бизнеса регионов.
Украинские запасы белой глины — одни из самых богатых: отечественные месторождения проигрывают лишь США, Великобритании и Китаю. При этом ее добыча в Украине более целесообразна, чем, например, в Великобритании, ведь у нас этот минерал залегает в среднем на глубине 20 м, в то время как англичанам приходится добывать ископаемые, расположенные минимум в 100 м под землей.
Самая большая украинская каолиновая провинция — Житомирская область. Недаром в 2007 г. здесь функционировало 8 из 11 предприятий по производству фарфора, на долю которых приходилось 46,2% рынка. Второе место досталось Сумской обл. — ее запасы позволяют успешно действовать крупнейшему украинскому и единственному в регионе предприятию по производству фарфора — Сумскому фарфоровому заводу. При желании без особого труда подобный бизнес можно развивать в Донецкой, Полтавской и Хмельницкой областях — «глиняные» ресурсы этих регионов также позволяют производить керамику. К слову, благодаря тому, что каолин широко используется как сырье для стройматериалов, в частности, декоративной плитки, вне зависимости от степени развития рынка посуды, минерал будет активно добываться, что обеспечивает возможность предпринимателям в любой момент взяться за развитие интересного направления бизнеса.
Поощрения и перспективы
Еще в 2007 г. Юрий Павленко, глава Житомирской областной госадминистрации, заявлял о наличии программы по возрождению фарфорово-фаянсовой отрасли Украины. Чиновник готов был помочь в привлечении кредитов и средств из центрального бюджета каждому предприятию, работающему в этом сегменте. Более того, губернатор отметил, что велась работа по закрытию путей поставок контрабандной и низкокачественной иностранной фарфоро-фаянсовой продукции. Одной из важных составляющих развития отрасли г-н Павленко назвал строительство крупного предприятия по добыче и обогащению каолинов и пегматитов, способного обеспечить потребности фарфоровиков области. При помощи министерств и ведомств проект мог бы быть воплощен в жизнь за полтора-два года. Свои коррективы в оптимистичные планы чиновника внес нагрянувший экономический кризис.
Другой проблемой, сдерживающей развитие данного направления в Житомирской области, является нежелание владельцев одного из крупнейших предприятий — Коростенского фарфорового завода — каким-либо образом возрождать его работу. Несмотря на то, что председатель правления Ирина Мамонтова ссылается на отсутствие условий для ведения подобного бизнеса, включающих преимущественно лояльное налоговое законодательство и защиту от импорта, местные скептики уже давно зачислили предприятие в ряды «приватизированных и разграбленных». Так или иначе, в феврале 2012 г. на месте одного из старейших производств открылся музей посуды. На торжественной церемонии заместитель главы губернатора Виктор Куницкий с сожалением заявил, что восстановление предприятия в госадминистрации не предвидится.
Свой способ сохранения производства нашли собственники Барановского фарфорового завода, располагающегося также в Житомирской обл. Здесь еще более оптимистично выглядит ситуация с лояльностью местных властей. Они даже включили завод в список приоритетных предприятий. Согласно «Программе социального и экономического развития г. Барановка», до конца 2012 г. на предприятии хотят модернизировать оборудование, правда, не для производства посуды. С начала следующего года завод планирует выпускать керамическую плитку и реализовать проект по внедрению энергосберегающих технологий. Не исключено, что таким образом ему удастся пережить тяжелые времена и возродить то, с чего начиналась его работа.
Мелкими шагами
Производство фарфора — отрасль, интересная и мелким предприятиям. Мастерские по производству фарфора ручной работы чрезвычайно популярны в России. Одна из наиболее известных — компания Klimenkoff. Справедливости ради стоит сказать, что ее коммерческий успех во многом обусловлен грамотной стратегией по созданию и продвижению бренда. Мастерская позиционирует себя как производителя элитной продукции: фарфоровые изделия обходятся покупателям в сумму от $200 до $7 тыс.
На просторах Украины также существуют небольшие, но успешные фирмы по производству фарфоро-фаянсовых и других керамических изделий. Яркий пример — «Бойко студия» (г. Киев), сумевшая использовать свои преимущества даже при необходимости поставки сырья из других регионов. Созданный пять лет назад бизнес сегодня специализируется преимущественно на производстве фаянсовых и майоликовых изделий. А из фарфора студия создает уникальные авторские произведения. Сейчас в компании трудятся четыре человека: три мастера-скульптора и подсобный рабочий. Дизайн и продажи входят в обязанности собственника. Рентабельность заказов предприятия колеблется от 50–70% для недорогих изделий до нескольких сотен процентов для элитных заказов. Главным в своем производстве «бойковцы» считают идею, которая дарит эмоции и несет вдохновение: изготавливать простые и примитивные вещи бессмысленно, ведь они не могут конкурировать с дешевой импортной продукцией.
По словам Алексея Бойко, владельца предприятия, для организации подобного бизнеса достаточно $7–10 тыс. Необходимый минимум — гончарные или формовочные станки, а также сушильные печи — без этого оборудования работа будет оставаться на уровне хобби. При этом его не обязательно покупать — часто достаточно обойтись услугами слесаря, способного такую оснастку соорудить вручную. Значительная часть заявленной суммы должна быть потрачена на поиск клиентов — рекламу, участие в выставках и присутствие в интернете.
Пятна на фарфоре
По мнению Татьяны Изовит, сложная ситуация в сегменте производства фарфора обусловлена отсутствием стимула для предпринимателей со стороны государства. В данном случае речь идет не столько о финансовой поддержке, сколько об изменениях в законодательстве и установлении более выгодных правил игры на рынке для отечественных предприятий. «Ассоциация не может добиться от государства даже отмены НДС на ввозимое оборудование, что могло бы послужить стимулом для привлечения инвестиций», — сетует эксперт. Важный фактор, играющий не в пользу фарфоровой отрасли Украины, — стоимость организации производства среднего уровня: покупка одной б/у печи обойдется в сумму более EUR10 тыс., уже не говоря о том, что для выпуска готовой продукции нужны еще станки, помещение и прочее.
«Осложняет ситуацию то, что при ввозе на территорию Украины для реализации мелких партий товаров стоимостью до одной тысячи евро применяется упрощенная процедура таможенного оформления, при которой сертификат соответствия не предоставляется, — разъясняет Владимир Величко, директор ГП «Запорожьестандартметрология». — Очевидно, что такой порядок не может обеспечить и гарантировать ввоз изделий соответствующего качества, безопасных для жизни и здоровья людей. Кроме того, это лишает аналогичные отечественные товары возможности на равных конкурировать с дешевой импортной продукцией».
Что касается ценового соперничества с заграничными товарами, стоит отметить, что отрасль чрезвычайно зависима от стоимости газа, используемого в печах на заводах по производству фарфора. По словам Юрия Федоровича, директора Дружковского завода «Любава Люкс», чьи производственные мощности могут выпускать порядка 350 тыс. ед. посуды в месяц, цена на газ существенно сдерживает развитие предприятия: китайская продукция и ранее была более конкурентоспособной по стоимости, однако с подорожанием энергоресурсов работать стало практически невозможно.
Козыри для настойчивых
Поскольку посуда — предмет стабильного спроса, только от украинских предприятий зависит, кто сможет заработать на бизнесе по ее производству: импортеры или они сами. Вопреки тому, что законодательство практически не способствует возрождению отрасли, находятся успешные примеры пусть и мелких компаний, которым нерегулируемая конкуренция с импортерами не то что не помеха, а дополнительный стимул к поиску своей ниши. Рентабельность заказов даже небольшого предприятия показывает, что покупатель готов платить за идейные вещи, сколько бы они ни стоили. Однако было бы несправедливо говорить, что дорога открыта только для небольшого бизнеса. Как видим, средним по размеру предприятиям готовы помогать региональные власти. Также развитию отрасли способствуют уникальные ресурсы и возможность работы на экспорт благодаря близости к границе. Так что главное для такого бизнеса — желание его развивать, используя удачные обстоятельства для своевременной «прописки» на рынке.
Автор: Юлия Самсонова
Источник: Статус