Обзор украинского рынка кинопроката

Развитие киноиндустрии в Украине заметно замедлилось: с начала года кассовые сборы в стране увеличились всего на 5,5%, а посещаемость кинотеатров — на 2%. Причины банальны: цены на билеты растут, и миллионы любителей кино, желая сэкономить, качают новинки из Сети. Основных "доноров" рынка — молодежь городов-миллионников — за последние годы прокатчики и собственники сетевых кинотеатров использовали по максимуму и теперь делают ставку на освоение небольших городов с населением 100–500 тыс. человек.

Новые горизонты

По состоянию на начало сентября в отечественный кинопрокат вышли 234 картины, сумевшие совокупно собрать порядка $78,7 млн. Сумма не ахти какая внушительная, в тех же США гораздо большие деньги за один уик-энд собирает хороший блокбастер. Но участники рынка считают, что в нынешней ситуации и эта динамика является неплохой. Особенно с учетом того, что в первой половине года число посетителей кинотеатров упало почти на 2%.

"За этот период просто не оказалось фильмов, которые вызвали бы повышенный интерес у аудитории", — сообщил "ДС" генеральный директор B&H Film Distribution Богдан Батрух (его компания является кинодистрибьютором Walt Disney, Universal Pictures, Sony Pictures, занимая около 50% доли рынка кинопроката страны и контролирует сеть кинотеатров "Кинопалац").

Впрочем, есть и другое объяснение такой тенденции: в городах-миллионниках, которые являются локомотивами кинопроката в Украине, рынок уже почти полностью насыщен.

"Аудитория больших городов фактически не растет, а просто перемещается по кинотеатрам", — подтверждает г-н Батрух.

В структуре посетителей кинотеатров большая часть (порядка 60%) сейчас приходится на молодежь до 25 лет. В основном это студенты и "офисный планктон", а в индустриальных центрах к ним добавляются рабочие. Вторая по численности группа киноманов (около 20%) — зрители от 25 до 35 лет. Все новые тенденции и модные веяния эти две группы украинцев подхватывают очень быстро.

Поэтому рост популярности современных кинотеатров в последние несколько лет был бурным (15–20% в год), но относительно недолгим. И теперь, чтобы увеличить смотрящую аудиторию, сети кинотеатров делают ставку на небольшие города с населением 100–500 тыс. человек.

Особый интерес для них представляют провинциальные промышленные и курортные центры, где велик процент платежеспособного населения и туристов. Ставка делается на трехмерные технологии изображения, которые пользуются наиболее высоким спросом у зрителей.

Так, в конце мая в Ялте был открыт кинокомплекс "Планета Кино IMAX". Собственник данной сети компания "Триумф Медиа Групп" не поскромничал, потратившись на трехзальный кинокомплекс c самым большим залом IMAX в стране, способным принять более 750 зрителей одновременно.

На расширение делает ставку и "Мультиплекс-Холдинг" (владеет кинотеатрами в дюжине городов Украины), который планирует открыть современные залы в Симферополе, Мариуполе и Запорожье. Сумма инвестиций в них составит 3,6–4,8 млн евро, и вернуть эти деньги компания рассчитывает за семь лет.

Большой кинотеатр с восьмью залами в нынешнем году намерена открыть фирма "Иммошан Украина" (входит в Auchan Group) в Макеевке в ТРЦ Rose Park. Это будет кинокомплекс "Планета Кино IMAX" площадью 4,1 тыс. кв. м — самый крупный в Донецкой области. Помимо них, планы освоения провинциальных городов вынашивают многие другие крупные сети, а также местные предприниматели, рассчитывающие заработать на любви украинцев к "важнейшему из искусств".

Платная пустота

Стремясь ускорить отдачу от сделанных вложений, собственники кинотеатров не ограничивают свои аппетиты. За последние пять лет цены на билеты в кино увеличились на 40%, превысив отметку в 50 грн. А в современных кинотеатрах, которые используют трехмерные технологии (IMAX и 3D), цена билета достигает 90–100 грн.

На фоне обнищания населения неудивительно, что их посещаемость почти не растет: с начала года количество проданных билетов едва превысило 14,6 млн штук (на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года). В России, где население примерно в три раза больше, чем в Украине, посещаемость кинотеатров выше почти в 10 раз.

Таких результатов россиянам удалось достичь в том числе и благодаря лояльной ценовой политике. С начала текущего года билеты в кинотеатрах РФ в среднем подешевели на 10%, и сегодня поход в кино россиянам обходится в пересчете на гривню примерно в 50 грн.

Теоретически дополнительным стимулом для роста отечественного рынка кино могла бы стать аудитория "умных" фильмов: драматического, исторического, артхаусного кино. По оценкам экспертов, речь идет как минимум об одном миллионе потенциальных клиентов кинотеатров, которые в основном качают подобные ленты из интернета, хотя могли бы смотреть их на больших экранах.

"Спрос на картины высокого художественного качества в Украине есть. Например, "Черный лебедь" Даррена Аронофски по кассовым сборам побил некоторые блокбастеры, того же "Джона Картера", — говорит основатель и директор компании "Артхаус Трафик" (занимается дистрибуцией фестивального, авторского, артхаусного кино) Денис Иванов. Впрочем, фильмов, которые могут массово привлечь в кинозалы серьезную публику и обеспечить прокатчикам прибыль, выпускается не так много.

А с артхаусным кино, которое лучше смотреть дома с бутылкой крепкого напитка, большинство прокатчиков даже не хочет связываться, делая ставку на американский и российский ширпотреб. В результате первые места в рейтинге самых популярных киножанров в Украине стабильно удерживают фантастика, фэнтези, комедии и боевики. Соответствующие картины занимают уже более 70% украинского кинопроката, и в обозримом будущем их доля будет только увеличиваться.

Источник: ДеПо.ua

Добавить комментарий