Предисловие
Экономика США остается в центре событий. Частный спрос остается высоким, хотя в этом году рост сдерживается чрезмерной бюджетной консолидацией. Политические факторы порождают неопределенность относительно как характера, так и степени фискальной корректировки. Секвестрация — плохой способ консолидации, и споры относительно повышения лимита долга могут привести к новому эпизоду дестабилизирующей экономику неопределенности и снижения темпов роста. Тем не менее, настало время для подготовки планов денежно-кредитной политики по выходу из периода количественного смягчения и нулевых директивных ставок. Это не сопряжено с какими-либо серьезными концептуальными или техническими трудностями, но ФРС предстоит решать ряд новых и щекотливых коммуникационных проблем. Есть основания ожидать некоторой волатильности долгосрочных ставок с изменением политики ФРС.
В Японии подъем стимулируется «абеномикой», но его поддержание будет зависеть от решения двух основных задач. Первая, отражаемая в дискуссии о повышении налога на потребление, определяет надлежащий темп бюджетной консолидации: слишком медленная консолидация ослабит доверие, а слишком быстрые изменения подорвут рост. Вторая задача состоит в проведении заслуживающего доверия набора структурных реформ, чтобы преобразовать текущий циклический подъем в устойчивый рост.
В странах центра Европы отмечаются некоторые признаки подъема. Причина не в существенных изменениях в политике за последнее время, а в изменении настроений, которые, тем не менее, во многом могут оказаться самосбывающимися, если потребители и фирмы решат увеличить расходы. Однако южные страны периферии все еще испытывают трудности. Достигнутые результаты в повышении конкурентоспособности и увеличении экспорта еще недостаточны, чтобы компенсировать пониженный внутренний спрос. В странах и центра, и периферии сохраняется неопределенность относительно балансов банков, которую должен уменьшить обещанный обзор качества банковских активов. В более долгосрочной перспективе, как и в случае Японии, настоятельно требуются структурные реформы, чтобы оживить вялый потенциальный рост, от которого страдает этот регион.
Основные новости в настоящее время поступают из стран с формирующимся рынком, где темпы роста снизились больше, чем мы ранее прогнозировали.
Напрашивается вопрос, вызвано ли это замедление циклическими факторами или снижением темпов роста потенциального объема производства. Исходя из того, что нам известно сегодня, это объясняется обеими причинами, хотя и в различной степени в разных странах – больше циклическими факторами в России и ЮАР, больше снижением потенциала в Китае и Индии. Необычно благоприятные мировые условия, включая высокие цены на биржевые товары и быстрое развитие финансовых рынков, повысили потенциальные темпы роста в этих странах в 2000е годы, а в ряде стран сказывался также циклический компонент. По мере стабилизации цен на биржевые товары и ужесточения финансовых условий потенциальные темпы роста снижаются, что в некоторых случаях приводит к резкой циклической корректировке.
В этих меняющихся условиях правительствам стран с формирующимся рынком требуется решить две задачи. Первая состоит в адаптации к более низкому потенциальному росту. Хотя некоторое снижение темпов роста относительно 2000х годов неизбежно, структурные реформы могут облегчить адаптацию, и их проведение становится более срочной задачей. Перечень реформ содержит знакомые меры, от переориентации на потребление в Китае до устранения барьеров в Бразилии и Индии. Вторая задача состоит в преодолении проблем, связанных с циклической корректировкой, и здесь также применимы стандартные рекомендации. Страны с большим дефицитом бюджета должны провести консолидацию. Страны, где инфляция хронически превышает целевой уровень, должны ужесточить политику и — что нередко более важно — принять более надежную основу денежно-кредитной политики.
Эти рекомендации еще более актуальны в свете потенциальных последствий повышения долгосрочных ставок в США для этих стран. Нормализация процентных ставок в странах с развитой экономикой приведет к частичному возврату предыдущих потоков капитала. При репатриации инвесторами средств в США уязвимы страны с более слабым состоянием бюджета или более высокой инфляцией. Правильные ответные меры включают 2 компонента. Во-первых, страны должны привести в порядок макроэкономическую ситуацию путем уточнения основы своей денежно-кредитной политики и поддержания устойчивости бюджета. Во-вторых, они должны допустить снижение валютного курса в ответ на оттоки капитала. Открытые валютные позиции и балансовые эффекты, которые в прошлом приводили к негативным последствиям, сегодня являются более ограниченными, и страны с формирующимся рынком, вероятно, смогут адаптироваться к изменившимся условиям без серьезного кризиса.
Восстановление после кризиса продолжается, хотя и медленно. В центре внимания сейчас находятся страны с формирующимся рынком, а именно, сочетание замедления роста и ужесточения финансовых условий, вызванное денежно-кредитной политикой США. Однако в глубине все еще сохраняются другие аспекты наследия кризиса, которые вполне могут вновь выйти на передний план. Уровни государственного и, в некоторых случаях, частного долга остаются очень высокими, и нет гарантий устойчивости бюджетов. Архитектура финансовой системы развивается, и ее будущие очертания все еще неясны. Эти проблемы будут еще много лет определять эволюцию мировой экономики.
Рост внешнего дисбаланса в развивающихся экономиках:
* изменение платежного баланса в 1997-2012 гг., в % к ВВП
Аналитическое резюме
Мировой рост происходит на малой скорости, факторы экономической активности претерпевают изменения, и сохраняются некоторые риски снижения темпов роста.
В Китае и все большем числе стран с формирующимся рынком начинается снижение после пика экономического цикла. Прогнозируется, что их темпы роста будут оставаться намного выше, чем в странах с развитой экономикой, но ниже повышенных уровней последних лет в силу как циклических, так и структурных причин. В США в последние несколько кварталов наблюдается активный рост частного спроса. Спрос со стороны госсектора характеризуется противоположной динамикой, но эта противодействующая сила уменьшится в 2014 г., что создаст условия для повышения темпов роста. Экономика Японии переживает активное оживление, но сбавит обороты в 2014 г. с ужесточением налогово-бюджетной политики. Зона евро с трудом преодолевает рецессию, но прогнозируется, что активность будет оставаться вялой. В этих трех странах с развитой экономикой сохраняются большие незадействованные мощности, и ожидается, что инфляционное давление будет оставаться пониженным.
Эта меняющаяся динамика роста ставит новые задачи перед экономической политикой, и вторичные эффекты политики могут создавать более серьезные проблемы. Траектория мировой экономики в ближайший период, вероятно, будет определяться двумя тенденциями последнего времени. Во-первых, рынки все более уверены, что в денежно-кредитной политике США наступает поворотный момент. Высказывания ФРС о свертывании мер количественного смягчения привели к неожиданно большому повышению доходности по долгосрочным обязательствам в США и многих других странах, значительная часть которого не была впоследствии компенсирована снижением, несмотря на последующее решение ФРС сохранить прежний объем покупок активов и принятые меры политики в других странах. Во-вторых, зреет убеждение в том, что экономика Китая в среднесрочной перспективе будет расти медленнее, чем в недавнем прошлом: прежние ожидания, что официальные органы Китая примут значительные стимулирующие меры, если темпы роста объема производства снизятся до уровня, близкого к установленному правительством целевому показателю 7½ процента, пришлось пересмотреть.
В дальнейшем ожидается умеренное повышение мировой активности, но преобладают риски недостижения этого прогноза. Прогнозируется, что источником импульса для этого повышения будут страны с развитой экономикой, где ожидается рост объема производства примерно на 2 процента в 2014 году, что примерно на ¾ процентного пункта больше, чем в 2013 году. Причинными факторами прогнозируемого прироста будут укрепление экономики США, существенно меньшее ужесточение налогово-бюджетной политики (за исключением Японии) и весьма адаптивные денежно-кредитные условия. В зоне евро рост будет сдерживаться очень слабым состоянием экономики в странах периферии. В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах прогнозируется рост примерно на 5 процентов в 2014 году, поскольку налогово-бюджетная политика, по прогнозу, будет оставаться в целом нейтральной, а реальные процентные ставки по-прежнему будут относительно низкими. Безработица все еще будет неприемлемо высокой во многих странах с развитой экономикой, а также в различных странах с формирующимся рынком, особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
На передний план выступили некоторые новые риски снижения темпов роста, но в основном сохраняются и прежние риски. На момент подготовки ПРМЭ, политическое противостояние в США привело к закрытию учреждений федерального правительства страны.
Директивные органы продемонстрировали решимость не допустить сползания мировой экономики в пропасть. Помимо новых «обрывов», все большую обеспокоенность вызывает возможность длительного периода вялого мирового роста. Возможный сценарий снижения темпов роста в среднесрочной перспективе характеризовался бы продолжением лишь небольшого роста в зоне евро вследствие сохраняющейся фрагментации финансовых систем и неожиданно сильных унаследованных эффектов частной задолженности, сдерживающим воздействием дисбалансов и узких мест на стороне предложения на экономику стран с формирующимся рынком и длительной дефляцией в Японии. Между тем, прекращение политики количественного смягчения в США может сопровождаться более значительным и продолжительным ужесточением мировых финансовых условий, чем ожидается в настоящее время. В результате темпы роста мировой экономики могут составить лишь немногим более 3 процентов в год в среднесрочной перспективе вместо восстановления до уровня более 4 процентов. Еще более беспокоит то, что денежно-кредитная политика в странах с развитой экономикой может еще много лет оставаться у нулевой границы процентных ставок. В этом случае тревожно высокие уровни государственного долга во всех основных странах с развитой экономикой и сохраняющаяся фрагментация финансовых систем в зоне евро могут со временем вызвать новые кризисы.
Чтобы предотвратить возможный сценарий снижения темпов роста или новые кризисы, необходимы дальнейшие меры политики, в основном в странах с развитой экономикой. В числе прежних задач, которые требуется решать, — восстановление финансовых систем и введение банковского союза в зоне евро и разработка и реализация подкрепляемых конкретными мерами действенных планов среднесрочной фискальной корректировки и реформы социальных пособий в Японии и США. Кроме того, необходимо увеличить потенциальный объем производства, в частности в зоне евро и Японии, в том числе посредством реформ, создающих равные условия для существующих и новых участников рынка труда и снижающих барьеры для выхода на рынки продукции и услуг. Новая задача состоит в том, чтобы осторожно изменять курс денежно-кредитной политики США с учетом меняющихся перспектив роста, инфляции и финансовой стабильности. Чрезмерное ужесточение может быть трудно впоследствии устранить, и мировой рост вполне может оказаться не выше, а ниже среднесрочных прогнозов роста и инфляции.
Перед странами с формирующимся рынком и развивающимися странами стоят новые задачи. Надлежащие сочетания мер политики и темпы корректировки будут различаться между странами ввиду различий в разрывах объема производства, инфляционном давлении, степени доверия к центробанку, пространстве для маневра в налогово-бюджетной политике и характере факторов уязвимости. Вместе с тем, многие страны имеют пять общих приоритетов политики. Во-первых, директивным органам следует допустить изменение валютных курсов в ответ на изменения детерминант, но могут потребоваться меры защиты от рисков неупорядоченной корректировки, в том числе посредством интервенций для сглаживания чрезмерной волатильности. Во-вторых, в странах, где основы денежно-кредитной политики пользуются меньшим доверием, может быть необходимо уделять больше внимания обеспечению прочного номинального якоря. В-третьих, следует принимать пруденциальные меры для сохранения финансовой стабильности, учитывая риски, унаследованные от недавних кредитных бумов, и новые риски, вызванные потоками капитала. В-четвертых, следует продолжать бюджетную консолидацию, кроме случаев, когда присутствует угроза очень резкого снижения активности и условия финансирования позволяют смягчить налогово-бюджетную политику (эти вопросы более подробно рассматриваются в октябрьском «Бюджетном вестнике» 2013 г.). В-пятых, многие страны нуждаются в новом раунде структурных реформ, включая инвестиции в государственную инфраструктуру, устранение барьеров для выхода на рынки товаров и услуг и, в случае КНР, переориентацию роста с инвестиций на потребление.
Автор: Международный Валютный Фонд
Источник: UGMK.info