В прошлом году страховые компании Украины собрали 19,4 млрд гривен, продемонстрировав более чем двукратный прирост объема премий относительно предшествующего года и достигнув 5,5% доли ВВП. Сборы 387 украинских страховщиков превышают все доходы остального украинского внебанковского сектора экономики (но при этом раза в три-четыре отстают от показателей коллег из соседних Польши и России). Страховой бизнес по-прежнему очень популярен и востребован среди иностранных инвесторов, украинских банков и крупных предпринимателей. Во-первых, покупая страховую компанию (СК) в Украине, можно рассчитывать на удачную перепродажу либо завоевание значительной доли неосвоенного розничного рынка в будущем. Во-вторых, страхование – это очень рентабельный бизнес. Ведь в Украине пока самый низкий в Европе уровень страховых выплат клиентам по отношению к собранным платежам – 14,6%. (В Западной Европе нормальным для рисковых страховщиков считается уровень выплат не менее 70%, а в США – не менее 90%.) Низкая убыточность обусловлена активным развитием страхования, построенного на налогово-оптимизационных и перестраховочных схемах, по которым выплаты практически не производятся.
Для выведения страхового бизнеса из тени в прошлом году Государственная комиссия по регулированию рынка финансовых услуг Украины ограничила внешнее перестрахование и показательно прикрыла многие “схемные” компании. Страховщикам, в свою очередь, удалось пролоббировать принятие закона об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств (ОСАГО), емкость рынка которого составляет 1,5-2 млрд гривен в год. Скорее всего, уже в следующем году “налоговые оптимизаторы” существенно сократят свой бизнес, переключившись на сегмент реального страхования, потенциал которого в связи с введением ОСАГО и началом пенсионной реформы – весьма велик.
Сегодня доля рынка “классики” на страховом рынке Украины, по оценке экспертов, составляет примерно 23% от собранных премий, а степень проникновения настоящего страхования в экономику страны не превышает 1,5%.
Они по-прежнему популярны
Основным источником заработка страховщиков пока остается страхование финансовых рисков предприятий (называемое еще “схемным” бизнесом), которое занимает почти половину от общего объема платежей. Не менее популярно также добровольное имущественное страхование (доля которого – примерно 39%), а также добровольное страхование ответственности (на которое приходится 8% сборов). Уровень выплат по этим, востребованным в основном корпоративными клиентами, страховым продуктам не превышает 6%.
По данным Госфинуслуг, большая часть СК имеют рентабельность бизнеса более 60%. Страховщики в ответ на это только отшучиваются, что страховой бизнес – “второй по доходности после продажи наркотиков”. Больше им возразить нечего, ведь для многих компаний это действительно так. Сейчас страховщики платят всего 3% от валовых доходов и еще столько же в случае перестрахования у нерейтинговых компаний-нерезидентов.
При страховании финансовых и имущественных рисков предприятия имеют право относить свои затраты на валовые расходы, и потому льготный налоговый режим сделал страховые услуги крайне востребованными среди клиентов, желающих оптимизировать налогообложение или вывести деньги за рубеж путем псевдоперестрахования. “Пока у предприятий есть возможность, используя страховые схемы, не платить 25% налога на прибыль, они этим будут пользоваться”, – считает глава Госфинуслуг Виктор Суслов.
Наиболее востребованы так называемые налоговые схемы у крупных промышленных предприятий и финансово-промышленных групп. Почти 90% всех застрахованных в Украине рисков – риски корпоративных клиентов, причем чаще всего фиктивные. За счет этого собственно страховой рынок и вырос как на дрожжах в рекордно короткие сроки. Сейчас доля страхования в ВВП Украины приближается к доле таких стран, как Великобритания, Швейцария и США. И это притом, что по результатам соцопроса Центра Разумкова, проведенного в 2003 году, только десять процентов граждан доверяют страховщикам.
Пока предложения Госфинуслуг о перекрытии налогового оффшора для страхового сектора путем переведения СК на налогообложение прибыли не были поддержаны ни правительством, ни депутатами, ни самими страховщиками. “Мы стояли и будем стоять на том, чтобы сохранить действующую систему налогообложения – 3% от валовых доходов страховых компаний”, – заявил заместитель главы комитета ВР по финансам и банковской деятельности Виталий Хомутынник, лоббирующий интересы рынка. “Действующий налоговый режим нас пока вполне устраивает, но мы готовы его пересматривать, если рынок опять начнут обвинять в злоупотреблениях”, – отмечает президент Лиги страховых организаций Александр Филонюк. Изменение же качественной структуры рынка вряд ли возможно без смены системы налогообложения страховой деятельности. И это понимают все. Но пока схемный бизнес очень выгоден всем его участникам.
Единственное, что удалось за последнее время сделать регулятору, – это частично перекрыть вывод средств через внешнее псевдоперестрахование в страны Балтики и Молдавию. За счет этого объем зарубежного перестрахования сократился на сорок процентов, а доля внутреннего удержания рисков, напротив, увеличилась более чем вдвое, составив почти 10 млрд грн (50,3% валовых премий по рынку).
Ставка на классику
В перспективе усыхание страховых схем неизбежно. Почти все европейские страны сталкивались со схемной проблемой, однако усилением надзора им удалось со временем сократить долю схемщиков до 5-10%. Переориентация украинского рынка прогнозируется уже в следующем году, когда начнется активное развитие рынка розничного страхования. Пока же, в отличие от схемщиков, украинские компании, сделавшие акцент на развитии классики (чаще всего это компании с иностранными акционерами), имеют низкую рентабельность, а иногда и убытки. “Я почту за счастье иметь 10-15% прибыли, однако чаще всего не имею и этого”, – говорит председатель правления одной крупной классической компании, развивающей автострахование. По итогам прошлого года ведущие “классики” заработали прибыль в среднем на уровне 10-30 млн грн, а, к примеру, такие лидеры как НАСК “Оранта”, “Скайд-Вест”, “Инкомстрах” и вовсе закончили год “в минусе”. У всех этих компаний уровень выплат по украинским меркам высок – 30-46%.
Рынок страхового ритейла, обеспечивающий на Западе львиную долю сборов классических страховщиков, в Украине пока только начинает формироваться. К примеру, столь развитое в Европе страхование жизни у нас занимает всего около двух процентов от общего объема сборов. В Польше на страхование жизни приходится до 42% взносов, а остальные платежи сделаны в счет страхования имущества (в основном – автомобилей). Даже в России после перекрытия органами надзора так называемых зарплатных схем на страхование жизни приходится не менее 34% всех собранных рынком премий.
Украинский дисбаланс в пользу корпоративных клиентов обещает изменить введение ОСАГО, активное развитие потребительского кредитования и рынка страхования жизни. Ожидается, что уже в этом году рынок “ритейла” расширится за счет почти 8,5 млн новых клиентов-автовладельцев. “Уровень выплат по ОСАГО в Украине ожидается не менее 72%. Это означает, что компании, занимающиеся этим видом страхования, смогут рассчитывать примерно на 3-5% прибыли”, – сказал председатель Моторно-транспортного страхового бюро Украины (МТСБУ) Владимир Романишин.
Для сравнения: в России рентабельность автогражданки за первый год действия закона составила 10-30%, поскольку уровень выплат не превысил 20% от полученных премий. В Украине, несмотря на пессимистические прогнозы страховщиков, ситуация, скорее всего, сложится аналогично. Ведь по итогам прошлого года уровень выплат по ОСАГО составил около 30% от собранных платежей.
Хорошие прогнозы у экспертов и по развитию страхования жизни. За прошлый год доходы страховщиков выросли вдвое, а охват населения достиг 0,5%. Для позитивной динамики “лайфового” сегмента есть много предпосылок. Например, налоговые льготы для предприятий, слабая конкуренция со стороны негосударственных пенсионных фондов, а также предоставленная Госфинуслуг возможность заниматься кредитованием клиентов. “По самым оптимистическим прогнозам, через четыре года можно будет говорить о сборах по страхованию жизни на уровне двух миллиардов гривен в год”, – считает председатель правления СК “АСКА-Жизнь” Галина Третьякова. По прогнозу экспертов компании “PZU Украина”, до 2010 года рынок страхования жизни может вырасти в 25 раз, т.е. превысить 4 млрд гривен. Пока же сборы страховщиков не превышают 186 млн гривен, а сорок пять компаний, занимающихся этим бизнесом, являются в большинстве случаев убыточными.
Инфраструктура отстает
Из-за слабого развития рынка классического страхования инфраструктура у страховщиков весьма скромная. Даже получая приличные доходы, страховщики не спешат вкладывать их в развитие филиалов или агентских сетей. Во всех областях Украины филиалы имеют менее тридцати компаний, остальные даже для урегулирования выплат по ОСАГО предпочитают заключать с ними соглашения о сотрудничестве. Можно только представить, какой объем работы может обрушиться на них в случае высокой аварийности на дорогах и большого числа застрахованных водителей. На филиалы пока приходится всего четыре процента от общего объема собираемых премий на рынке.
Очень мало у нас и страховых посредников. Доля 74 брокеров на страховом рынке составляет всего пять процентов (тогда как в той же Польше зарегистрировано свыше двух сотен брокерских фирм, на которые приходится значительная часть доходов страховщиков). Да и те имеют тенденцию к сокращению: только в прошлом году с рынка ушло около десятка брокеров. Это связано с невыгодными условиями работы, в частности, – с усиленным налогообложением (работа через брокера увеличивает налогообложение доходов на три процентных пункта), а также запретом Госфинуслуг на получение комиссионных от СК. “Во всем мире, кроме трех скандинавских стран, брокеры получают вознаграждение от страховщика, а в Украине – нет. Нас фактически вытесняют с рынка”, – возмущается директор брокерской компании “Дедал” Ибрагим Габидулин.
Не привлекает страхование, как возможность заработка, и агентов. В Украине насчитывается всего двадцать тысяч страховых агентов, большинство из которых занимаются страхованием жизни на принципах сетевого маркетинга. На агентов, занимающихся продажей рисковых продуктов, приходится не более десяти процентов премий. А вот в Польше до половины премий приносят именно страховые агенты, которых в стране насчитывается более ста тысяч человек.
Зато в Украине хорошие показатели развития продаж страховых продуктов через банки. По разным оценкам, за счет активного развития потребительского кредитования они достигают тридцати процентов от общего объема. “Скорее всего, у нас лучше всего будут развиты банковские каналы продаж, поскольку это выгодно и страховщикам, экономящим на создании агентских сетей, и банкирам, получающим комиссионные”, – считает председатель научного совета Украинского НИИ права и экономических исследований Александр Залетов.
Еще меньше, нежели развитию инфраструктуры, страховщики уделяют внимание инвестиционной политике. Правда, тут их возможности ограничены слабым развитием экономики и, в особенности, фондового рынка. В прошлом году, по данным Госфинуслуг, СК удвоили свои резервы, увеличив их объем до 8,3 млрд гривен. Львиную долю активов компании вложили в ценные бумаги (как правило, компаний-партнеров) – 42%, разместили на депозитах в банках (12%) или просто держали наличными (15%). Инвестиции же в строительство и транспорт составляют всего 0,5%, а в недвижимость – менее двух процентов. В силу этого о страховщиках как о сильных институциональных инвесторах говорить пока не приходится. Хотя в странах с развитой рыночной экономикой СК существуют именно благодаря активной инвестиционной деятельности, поскольку уровень выплат клиентам зачастую приближается к ста процентам собранных взносов.
Вплоть до закрытия
В последнее время ситуация с капитализацией страхового рынка несколько улучшилась. С ноября минувшего года в Украине были введены новые требования к минимальной величине уставного капитала страховщиков (1,5 млн евро для “лайфового” сектора и 1 млн евро для остальных), весьма скромные, кстати, по сравнению со странами азиатского региона. Около двадцати компаний были вынуждены уйти с рынка, однако, в силу высокой рентабельности страхового бизнеса, их место тут же заняли другие. В целом рынок легко преодолел повышение “планки” для уставных фондов (и не в последнюю очередь – за счет очередных “схем”).
Сейчас суммарный уставный капитал всех страховщиков достигает 1 млрд евро. Таким образом, на одну компанию в среднем приходится 2,7 млн евро. “Мы прекрасно понимаем, что, не имея высокой капитализации компаний, нам будет сложно конкурировать с иностранными партнерами в случае открытия рынка после вступления во ВТО”, – отмечает председатель правления СК “Азов” Александр Никитюк. По данным Госфинуслуг, максимальный лимит ответственности большинства страховщиков по одному объекту не превышает десяти миллионов гривен. Больше пятидесяти миллионов гривен смогут принять только пять украинских страховых компаний.
Для повышения финансовой устойчивости страховщиков Госфинуслуг разработал недавно “тесты раннего предупреждения”, дающие характеристику платежеспособности участников рынка. “По нашим предварительным оценкам, около пятидесяти рисковых и двенадцать “лайфовых” компаний на рынке неплатежеспособны”, – заявляет Виктор Суслов. В ближайшее время комиссия планирует “работать” с отстающими, не исключено, что вплоть до их закрытия.
Таким образом, с рынка вытесняются слабые участники и основные сегменты концентрируются в руках крупных компаний. Уже сейчас доля валовых премий, принадлежащая первым трем страховщикам, составляет 22,3%, а доля первых пятидесяти компаний – 83%. Еще более концентрирован рынок страхования жизни: первым трем компаниям принадлежит больше половины сборов, а первым десяти – 93%.
Однако даже самые крупные украинские компании весьма мелкие на фоне иностранных инвесторов, которые в последнее время проявляют повышенный интерес к динамично растущему украинскому страховому сектору.
Великаны идут
За последние несколько лет немало украинских СК выкупили серьезные иностранные инвесторы. Работать в Украину пришли российские САО “Ингосстрах”, ФГ “ИФД КапиталЪ”, “Гута-страхование”, “АВИКОС-АФЕС” и “РЕСО-Гарантия”, а также лидер польского рынка – компания PZU, заявившая о готовности инвестировать в Украину не менее 40 млн евро. Все они уже заявили о планах стать лидерами в своих сегментах. И для этого у них есть все предпосылки.
Совокупный объем доходов пяти российских компаний-инвесторов составляет более 1,5 млрд долл. и сравним с половиной сборов всех украинских страховщиков с учетом “схемного” сегмента. Чистая прибыль одной польской PZU в прошлом году составила 700 млн долл., т.е. вдвое больше всего рынка классического страхования в Украине. Компания объявила о намерении до 2010 года завоевать 10-15% рынка – долю, которую пока не имеет ни одна украинская компания. В случае реприватизации одного из лидеров рынка – НАСК “Оранта” – PZU имеет все шансы на стремительное поглощение рынка ОСАГО и автострахования в целом. Но прежде всего иностранцы могут захватить “лайфовый” сегмент, где пока доминируют австрийская “Граве Украина” и американская АИГ “Алико Лайф”.
На украинском рынке уже присутствуют более шестидесяти компаний с иностранным капиталом. А в случае вступления Украины во ВТО картина существенно изменится, поэтому сейчас регулятор лоббирует введение десятилетнего моратория на открытие рынка для работы филиалов иностранных страховых компаний. Такая отсрочка вряд ли погасит интерес иностранцев к Украине, где застраховано всего десять процентов рисков. Однако неравная конкуренция с иностранцами будет вынуждать местных страховщиков либо интегрироваться в их структуры, либо развивать свой бизнес с большей активностью.
Чтобы не потерять рынок классического страхования, им нужно будет приложить массу усилий, причем не только по развитию инфраструктуры и увеличению капитализации, но и по переходу на западные CRM-системы работы с клиентами. В противном случае местным компаниям может остаться только рынок “схем” (и то – лишь на определенный период). Ведь в большинстве стран ЕС страховые компании работают по системе налогообложения прибыли и вряд ли будут требовать иного от новых членов европейского сообщества.
Автор: Юрий Филев
Источник: журнал “Эксперт”