В начале второго квартала на украинском телекоммуникационном рынке произошло знаменательное событие: сразу два оператора мобильной связи – UMC и “Киевстар GSM”, подключив к своим сетям по 10-миллионному абоненту, обогнали по количеству пользователей государственного монополиста фиксированной (стационарной) связи – “Укртелеком”, обслуживающий 9,5 млн абонентов.
Столь резкий рост в мобильной связи привел к существенным изменениям на рынке: если раньше “мобильщики” строили свой бизнес с оглядкой на “Укртелеком”, то теперь монополист вынужден корректировать свою деятельность, учитывая активность беспроводных конкурентов. Доля рынка, занимаемая государственным оператором, с каждым днем падает. Уже сейчас операторы мобильной связи начинают конкурировать с ним в наиболее прибыльном телекоммуникационном секторе – международной и междугородней связи. Прогнозируется даже сокращение в ближайшие несколько лет численности абонентов госмонополиста – именно такие процессы происходят в большинстве восточно-европейских стран. Чтобы не остаться на обочине прогресса, операторам стационарной связи необходимо внедрять новые инновационные технологии, использующие преимущества проводной связи.
Мобильники – в наступлении
За последние три года объем телекоммуникационного рынка в Украине вырос в два с половиной раза. По данным Госкомстата, доходы операторов от предоставления услуг связи в прошлом году составил 21,1 млрд грн, в нынешнем году эксперты ожидают 28 млрд. Львиную долю этого роста обеспечивает мобильная связь. Численность абонентов украинских компаний ежегодно удваивается, а доходы от предоставления услуг мобильной связи за три года выросли в пять раз.
На этом фоне показатели компаний стационарной связи выглядят более чем скромно. Доходы от предоставления местной, международной и междугородней связи выросли за этот период всего в полтора раза, а абонентская база – на 6%.
Причина столь мизерного прироста – операторы стационарной связи не способны удовлетворить спрос населения на свои услуги. Ведь в очереди на установку телефонов стоит 2,5 млн жителей Украины.
Разработанная четыре года назад чиновниками Госкомитета связи и информатизации (в минувшем году переименованного в Госдепартамент) амбициозная программа ликвидации телефонной очереди провалилась. Чиновники планировали, что в 2002 -2004 годах установят 2,4 млн новых стационарных телефонов, реально же было установлено в четыре раза меньше, а очередь даже немного увеличилась.
Конечно, у абонентов есть возможность поставить телефон и без очереди, купив за 100-300 долларов (в зависимости от региона) опцион на его установку, однако даже в этом случае придется ждать телефона около года.
А вот к мобильной связи можно подключиться за несколько минут. Стартовый пакет и простейший телефон можно купить в любом салоне мобильной связи за сумму, не превышающую 70 долларов. В итоге мобильных телефонов сейчас в Украине насчитывается почти вдвое больше, чем стационарных (21,5 млн против 11,5), и при этом мобильная связь сохраняет высокие темпы роста. Если сейчас количество пользователей стационарной и мобильной связи примерно равно (учтем, что стационарным телефоном пользуется вся семья – в “статистическом среднем” это “2,5 человека”, а мобильным – один), то уже в следующем году, как ожидается, владельцев мобильных телефонов будет в 1,5 раза больше, чем семей, пользующихся проводным.
Немаловажно и то, что стоимость звонка с одного мобильного телефона на другой обычно ниже, чем со стационарного – на мобильный. С увеличением количества мобильных телефонов востребованность стационарного аппарата будет уменьшаться. Уже сейчас телефонный трафик (количество звонков) у проводных операторов уменьшается, а у мобильных – увеличивается. Операторы мобильной связи активно поддерживают этот процесс, предлагая абонентам тарифы, все более приближающиеся к тарифам проводной связи.
Село для них потеряно
Казалось бы, “Укртелеком” и другие операторы проводной связи с их крайне низкими тарифами на местную связь (175 бесплатных минут в месяц при абонплате в 10 грн, и 3,6 коп. за минуту сверх этого) бесконечно долго будут оставаться вне конкуренции. В пользу “проводов” – и разница в налогообложении (в мобильной связи действует дополнительный сбор в Пенсионный фонд 7,5% от дохода компании), и высокая лояльность абонентов, ведь пользователь стационарной связи не имеет возможности поменять оператора.
Тем не менее мобильная связь бурно развивается, а стационарная – стагнирует. И причин тому насчитывается ровно две: спектр услуг и их стоимость.
В этом году операторы мобильной связи предложили своим абонентам звонить на два-три выбранных мобильных телефона по льготному тарифу (от 0 до 11 коп. за минуту, при отсутствии абонплаты). Если телефонную связь использовать преимущественно для разговоров с двумя родственниками, дешевизна домашнего телефона уже не так очевидна. А в случае, когда эти родственники живут в другом городе, используя мобильную связь, можно в несколько раз уменьшить счета за телефонные разговоры по сравнению с междугородними тарифами стационарной связи (от 30 до 72 коп. за минуту, в зависимости от времени суток).
Летом нынешнего года операторы мобильной связи вышли и на массовый рынок международной связи, введя льготные тарифы на такие услуги. Вначале “Киевстар”, UMC и “Астелит” (торговая марка Life) провели акции, суть которых – возможность звонить в Россию и Европу по тарифу 1 грн за минуту. Это примерно в четыре раза дешевле тарифов стационарных компаний на звонки в Европу и на треть дешевле при звонках в Россию.
По окончании акции “Киевстар” предложил своим абонентам новые расценки на международные звонки. На наиболее популярных направлениях (Северная Америка, Европа) эти тарифы существенно ниже тарифов “Укртелекома”, звонки в Россию и СНГ стоят примерно столько же. О своем намерении снизить тарифы на международные звонки также заявила и UMC. Случится это, скорее всего, в начале осени. В результате, по мнению экспертов, “Укртелеком” может потерять до половины своих доходов от международной телефонии.
В совокупных доходах отрасли доля доходов “Укртелекома” и его дочернего предприятия “Утел” в последнее время и так уже уменьшилась, с 57% в 2002 году до 42% – в 2004-м. А в текущем, как ожидается, на долю “Укртелекома” и “Утел” придется не более трети доходов отрасли. И уменьшение доходов на рынке международной связи для государственного оператора особенно болезненно, ведь именно она приносит наибольшую прибыль, за счет которой компенсируются убытки от местной связи.
Председатель правления “Укртелекома” Георгий Дзекон опасается, что операторы мобильной связи уже осенью выйдут и на рынок местной связи. В результате операторы-стационарщики могут быть вытеснены из наиболее прибыльных сегментов стационарной телефонии – корпоративной, международной и междугородней связи. Быстро и адекватно реагировать на инициативы “мобильщиков”, снижая (или поднимая) расценки на свои услуги, они не могут, ведь эти тарифы регулируются государством. В начале лета “Укртелеком” предложил Национальной комиссии регулирования связи (НКРС) пересмотреть тарифы: повысить в 1,5 раза стоимость местной связи и на 17-69% (в зависимости от направления) уменьшить расценки на международную. НКРС согласилась с предложениями оператора, однако против этого выступила Федерация профсоюзов, без согласия которой тарифы не могут быть изменены.
Сильным преимуществом мобильной связи является ее дешевизна при использовании в сельской местности. “Прокладка фиксированных линий в отдаленные села стоит несопоставимо дороже, нежели покупка нескольких мобильных телефонов. А сети мобильной связи охватывают 87% территории Украины, на которой проживает 93% населения. Такого охвата не имеет ни один оператор стационарной связи”, – говорит гендиректор UMC Эрик Франке.
По информации “Укрелекома”, в сельской местности прокладка телефонных линий не окупится никогда. “Для телефонизации труднодоступных районов нам необходима беспроводная связь”, – утверждает Георгий Дзекон.
“Укртелеком” тоже хочет лицензию
“Укртелеком” неоднократно обращался в Госкомсвязи, затем – в НКРС с просьбой о выдаче лицензии на право предоставления услуг мобильной связи. По словам председателя правления, она позволила бы оператору на равных конкурировать с UMC и “Киевстаром”. При этом компания хотела бы осваивать сразу связь третьего поколения (у UMC и “Киевстара” – сети второго поколения).
В соответствии с бизнес-планом “Укртелекома” в течение трех ближайших лет (в 2006-2008 годах) планируется потратить около 250 миллионов долларов на создание сети, и к концу 2008 года предприятие намерено обслуживать более миллиона абонентов. По мнению руководства “Укртелекома”, лицензия на мобильную связь позволит также поднять капитализацию компании перед ее продажей.
“”Укртелеком” должен иметь все необходимые лицензии и предоставлять услуги мобильной связи третьего поколения”, – считает председатель НКРС Олег Гайдук. Но при этом отмечает, что комиссия не может выдать лицензию до тех пор, пока правительство не утвердит таблицу распределения и план использования радиочастот. Кроме того, чтобы оператор мог предоставлять такие услуги, Министерству обороны следует освободить радиочастоты, для чего военная техника должна перейти на другую частоту. Свободных частот пока нет.
Таким образом, выдача лицензии может затянуться надолго. “Численность абонентов мобильной связи в Украине растет с каждым днем, и, откладывая выход на этот рынок, “Укртелеком” все более отстает от других операторов”, – считает замминистра транспорта и связи Украины Василий Гандабура. По его мнению, излишнее промедление может привести к тому, что на рынке мобильной связи вообще не останется места для нового игрока.
Между тем эксперты сомневаются в экономической целесообразности развертывания сети связи третьего поколения. По словам президента ассоциации операторов связи “Телас” Юрия Соловьева, стандарт 3G очень капиталоемок, поскольку использует более высокие частоты (2 ГГц) по сравнению с действующими, и у “Укртелекома” могут возникнуть затруднения с развитием сети. “Говорить, что, получив лицензию, они что-то быстро разовьют, сделают и это действительно поднимет капитализацию “Укртелекома”, – по-моему, утопия. Очень сомнительно, что это сильно повысит стоимость “Укртелекома”. А уж шансы на то, что он разовьет эту сеть, и вовсе небольшие”, – считает он.
“Перспективность стандарта 3-го поколения вызывает сомнения, поскольку большинство проектов организации мобильной сети третьего поколения в Европе потерпели поражение…, предполагаемые инвесторы, скорее всего, настороженно отнесутся к такой лицензии”, – говорит аналитик компании “Конкорд-капитал” Александр Паращия.
Специалисты обращают внимание и на то, что, инвестируя в создание сети мобильной связи, “Укртелеком” ухудшит свои финансовые показатели деятельности в ближайшие два года, что негативно скажется на возможности его продажи в этот период.
Впрочем, спор между экспертами касается исключительно одной телекоммуникационной услуги – голосовой связи. И лишь на одном фрагменте сети – на участке до конечного абонента. Во многих других областях перспективы проводной связи выглядят куда более привлекательно.
Шанс еще есть
“Укртелеком” владеет крупнейшей в Украине транспортной телекоммуникационной сетью, основанной на волоконно-оптических линиях связи (ВОЛС). Эта сеть охватывает все областные центры и множество районных. Фактически до конца прошлого года предприятие было монополистом на этом рынке. UMC, “Киевстар” и “Укрзалізниця” в нынешнем году начинают вводить в эксплуатацию собственные оптические каналы, однако протяженность их ВОЛС уступает сети национального оператора.
Главное преимущество линий, основанных на волоконной оптике, состоит в том, что они позволяют передавать не только голос, но и значительные объемы информации в цифровом виде. В этих услугах особенно заинтересованы крупные компании – банки, сетевые магазины, промышленные предприятия. В будущем объемы передачи данных будут только возрастать. Кроме того, каналы “Укртелекома” будут интересны для передачи видеосигнала.
Не менее перспективен и транзитный потенциал “Укртелекома”. Аналитики ожидают увеличения информационного обмена между Европой и Азией, а “Укртелеком” является координатором крупнейшего мирового канала передачи данных TAE (линия связи Транс-Азия-Европа протяженностью 21 тыс. км от немецкого Франкфурта-на-Майне до китайского Шанхая).
Существует еще один новый и достаточно конкурентный сегмент – IP-телефония – передача голоса по каналам Интернет. Так как ресурсов IP-телефония требует меньше традиционной связи, то и цены на звонки за границу здесь ниже. Особенно конкурентна эта технология оказалась в условиях Украины, когда официально государство держит завышенные тарифы на международную связь. В мире по технологии IP передается уже львиная доля голосового трафика.
В Западной Европе и США с конца 90-х активно развивается технология DSL, позволяющая в любой квартире по одной паре медных проводов одновременно и разговаривать по телефону, и “висеть” в Интернете. Технология эта рассчитана на массовый рынок, ею давно уже пользуются на Западе. В Украине по оценке “Укртелекома” около 10% абонентов (более миллиона человек) уже сейчас готовы покупать такую услугу. Сейчас у компании развернуто 60 тыс. линий DSL, а в ближайшие пять лет их количество увеличится в десять раз.
Однако развитие проводных услуг сдерживается тем, что большинство из 9,5 млн. линий, принадлежащих “Укртелекому”, – аналоговые. Чтобы их “оцифровать”, необходимы серьезные инвестиции. Привлечь такие инвестиции трудно, ведь Украина постоянно пересматривает свои планы относительно продажи “Укртелекома”.
Тем не менее проводная связь имеет высокий потенциал развития. Когда потребителю устанавливают фиксированный телефон, он получает личный постоянный канал – медный провод. Мобильная связь менее надежна – ее сеть может быть занята или работать нестабильно. Поэтому услуги проводной связи еще долго будут востребованы корпоративными абонентами и в первую очередь финансовыми компаниями, прежде всего ценящими надежность.
С обычными абонентами ситуация сложнее. Чтобы сохранить их лояльность, операторам проводной связи кроме передачи голоса придется предложить другие услуги, для чего необходимо развивать сеть передачи данных. Наиболее перспективные направления – Интернет и кабельное телевидение. Предоставив абонентам телефонных сетей возможность по одному проводу вести переговоры, смотреть фильмы и выходить в Интернет (как это уже происходит в Европе), операторы стационарной связи смогут не только конкурировать с агрессивными операторами мобильной связи, но и существенно увеличить свои доходы.
Автор: Максим Благонравин
Источник: Expert.ua