Будет дорого, но справедливо?

С понедельника, 14 ноября, вступило в силу постановление правительства о введении специальных пошлин на ввоз украинских кондитерских изделий. Речь идет о простых сладостях: ирисе, карамели, вареных конфетах.


В Ассоциации кондитерских предприятий России (АСКОНД) заявляют, что восторжествовала справедливость. Дело в том, что в середине прошлого года закончилось действие аналогичных пошлин, введенных еще в 2001 году для защиты интересов российских производителей. При этом украинская сторона пошлины сохранила. Русские сочли такую ситуацию несправедливой, из-за того что экспорт карамели с Украины в Россию раз в пять-шесть раз превышает обратный поток. Российская сторона поставила вопрос об устранении тарифных препятствий на свой экспорт. Украинцы до сих пор на это не согласились. В результате перед украинским экспортом были вновь возведены барьеры.


Между тем, глядя на происходящее со стороны, радоваться торжеству справедливости трудно. Принятое постановление не уберет с рынка серьезных украинских игроков. Зато цены на карамель, скорее всего, вырастут.


Обратный эффект


Еще первый опыт введения специальных пошлин на кондитерские изделия показал, что ощутимых результатов они не дают. Ведущие украинские производители обладают достаточной предпринимательской сметкой, чтобы проникать на интересный для них своими масштабами российский рынок. Как говорят украинцы, “у нас же нет нефти и газа – вот и приходится крутиться”.


Это не секрет и для отечественных игроков. “Серьезного эффекта от введения пошлин в 2001 году мы не ощутили, так как, во-первых, украинские производители стали их обходить, добавляя в карамель какао-продукты (защитные меры 2001 года не касались какаосодержащей кондитерской продукции). Затем они увеличили свои доли присутствия на российском кондитерском рынке путем приобретения фабрик в России”, – сообщили в холдинге “Объединенные кондитеры”. Но надежда умирает последней. В тех же “Объединенных кондитерах” заявляют: “От введенных с 14 ноября пошлин мы ожидаем снижения доли украинских производителей на кондитерском рынке России и возможностей увеличения доли нашего холдинга”.


У украинских производителей меры российского правительства вызвали понятное раздражение. Но они предрекают больше сложностей для России, чем для себя. Так, директор по экономике и финансам компании “Киев-Конти” Дмитрий Колесник считает, что шаги, предпринимаемые в данный момент российской стороной, “неоправданны и несвоевременны”. “Очень сомневаюсь, что в преддверии новогодних праздников вводимые пошлины оживят российский рынок”, – не без ехидства говорит г-н Колесник. Ясно, что спрос возрастет, а предложение сократится. Конечно, и у украинцев появился определенный риск: переизбыток карамели может хлынуть на внутренний рынок и сбить цены. Но г-н Колесник надеется, что его коллеги достаточно разумны и что их “ценовая политика останется неизменной на внутреннем рынке и сбалансированной на экспорте, что позволит избежать ненужных потерь от снижения цен внутри Украины и сохранить объемы экспорта при некотором снижении его доходности”.


Гендиректор корпорации Roshen Вячеслав Москалевский считает, что возникшие сложности вполне преодолимы. Он вспомнил, как в 2001 году при введении таможенных барьеров поток украинской карамели, шедший в такие страны, как Монголия и Казахстан, через российскую территорию, был переориентирован. При этом производители взяли дистрибуцию в свои руки и вообще “выбили Россию” с этих рынков. Алексей Остапченко, директор по маркетингу компании ABK, говорит, что от введения российских пошлин они несколько потеряют на оборотах, но сохранят эффективность экспорта.


По общему мнению украинских экспертов, в России возникнет искусственный дефицит, который местные производители не сумеют покрыть за короткий срок из-за недостатка производственных мощностей. Ведь импорт из Украины составляет примерно десятую часть российского рынка карамели. В результате – неизбежный рост цен.


Впрочем, российские игроки считают, что мощностей у них достаточно, чтобы покрыть дефицит, если он возникнет. Что касается цен, то зима, по мнению отечественных кондитеров, не сезон карамели, а потому предновогоднее повышение цен на нее нецелесообразно.


Иные времена


Как бы то ни было, сегодня правила конкуренции между украинскими и российскими кондитерами определяются не только ценами. Большинство отечественных игроков пребывает в счастливой уверенности, что основное преимущество украинской продукции – низкая цена в рознице, что есть следствие низкой себестоимости, ключом же к низкой себестоимости является низкая цена на сахар. Меж тем украинцы не устают повторять, что сахар достается им по более высокой цене, чем россиянам. Причиной тому – заградительные пошлины на ввоз сахара, введенные украинским правительством для защиты своих сахарозаводчиков. И весовая украинская карамель сегодня действительно в среднем на 5% дешевле, чем продукция российских производителей. Однако заметим, что несколько лет тому назад этот показатель составлял все 30%.


Как говорит Вячеслав Москалевский, не бывает украинской или российской карамели: бывает карамель дешевая и средняя по цене. Дешевая – примитивная, бывшая советская фруктовая, типа пули, этот сегмент и спасать не имеет смысла. В скором времени, с повышением покупательной способности потребителей, он отомрет естественным образом. Но меры-то, введенные российской стороной, – это защита прежде всего от производителей именно этой дешевой продукции.


Российские производители высказывают намерение использовать время, когда будут действовать специальные пошлины, на то, чтобы повысить свою конкурентоспособность. Но при сложившихся обстоятельствах (в условиях преимущественной защиты низкоценового сегмента) такие намерения выглядят нелогично. Ведь ведущие украинские игроки уже несколько лет стремятся занять как раз среднюю нишу на российском рынке.


Вновь обратимся к истории. В 2001 году в результате введения заградительных пошлин многие украинские производители сократили объемы экспорта, кто-то и вовсе от него отказался. Но тот же Roshen не только сохранил прежние объемы экспорта, но именно в то время существенно расширил ассортимент поставляемой в Россию продукции. Оказывается, Roshen (как и другие ведущие компании) провел масштабную модернизацию. Все фабрики корпорации в 2001-2002 годах были переоснащены, включая приобретенную тогда же липецкую фабрику “Ликонф”. В итоге более чем вдвое увеличились производственные мощности предприятия, а обновление фондов позволило выпускать новый для российского рынка продукт, отливную карамель, в противовес традиционной, штампованной. Отливная карамель попадает в ценовую категорию выше среднего.


Справедливости ради отметим, что технологиями отливки карамели располагает сегодня и ряд российских компаний, но не лидеры рынка, а региональные производители, например “Акконд” в Чувашии.


Не карамелью единой


“Киев-Конти” примерно за год, прошедший с момента приобретения предприятия в Курске, удвоил свое присутствие на российском рынке. Но не только за счет наращивания мощностей: компания оптимизировала ассортимент продукции фабрики, обновила рецептуры, установила линию по производству печенья. По мнению Алексея Остапченко из АВК, украинские производители в целом предлагают российскому рынку более сложные изделия, чем российские кондитеры, в частности АВK – полые вафли и комбинированные конфеты.


Перед украинцами еще до введения пошлин встал вопрос, как частично переориентировать экспорт с карамели на более выгодную продукцию, например на шоколад. Это было вызвано резким летним повышением цен на сахар, в результате чего к концу сентября производство карамели сократилось на 10%. Рентабельность по шоколадной продукции составляет 50-70%, а по карамели – 8-10%. Понятно, что с шоколадом проникнуть в Россию будет сложнее, этот рынок очень концентрирован – более 70% на нем занимает считанное число лидеров. И все же, как говорит Вячеслав Москалевский, крупные российские игроки, как правило, неповоротливы, и украинские компании выигрывают у них за счет гибкости.


Еще раз про справедливость


Упомянутым постановлением введены пошлины также на украинскую крахмало-паточную продукцию, то есть на сырье для кондитеров. В Ассоциации производителей крахмало-паточной продукции (АПКПП) и это объясняют неравенством условий конкуренции. Ведь в апреле 2004 года Украина в одностороннем порядке изъяла крахмало-паточную продукцию из режима свободной торговли. Это привело к резкому снижению ее экспорта из России. А с начала текущего года и цена на украинскую продукцию, сопоставимая до тех пор с российской, вдруг упала раза в полтора. В АПКПП этот феномен, сделавший российскую патоку абсолютно неконкурентоспособной, объяснить затрудняются. Впрочем, на Украине не видят в падении цен ничего загадочного: в 2004 году здесь значительно снизились цены на кукурузу, а это сырье для крахмало-паточного производства.


Введение пошлин Россией закрыло российским кондитерам доступ к дешевому сырью. Итог вполне предсказуемый – повышение цен на конечную продукцию. А вот украинцы уже приспособились к игре по новым правилам. “Я съездил в Краснодарский край и договорился с Ефремовским комбинатом – буду теперь использовать в Липецке их патоку вместо украинской”, – сообщил Вячеслав Москалевский.


Автор: Анастасия Матвеева
Источник: журнал “Эксперт”

Добавить комментарий