Только немногие западные производства успешно конкурируют с дешевыми мощностями в развивающихся странах. Один из удачных примеров – европейский производитель промышленных деталей, который не испугался натиска китайских и корейских соперников. Эта компания пересмотрела свою клиентскую базу и стала ориентироваться только на заказчиков – лидеров своих рынков, заинтересованных в высоком качестве деталей и готовых платить за высший сорт высокую цену. Для того чтобы сделать более конкурентоспособными свои цены, этот производитель усовершенствовал технологии и защитил себя юридически от демпинговой политики восточных конкурентов. Это была рискованная стратегия, но она сработала.
Эта компания – скорее счастливое исключение из общего правила. Большинство производственных организаций, отдавая дань своеобразной моде, не мыслят своих стратегий без аутсорсинга и оффшоринга – передачи части производственных функций сторонним подрядчикам в странах с дешевыми ресурсами. Западные компании просто не могут упустить заманчивую возможность привлечения дешевой рабочей силы из развивающихся стран, особенно когда источники этой рабочей силы расположены близко к головным офисам компаний, как в случае с Восточной Европой. В результате с 2001 года Запад делает существенные вливания в экономику азиатских и восточноевропейских стран. Но мало кто из западных компаний при этом рассматривает как возможности эффективного использования традиционных производственных мощностей в своих странах, так и риски, связанные с оффшорингом.
Оффшорные страсти
Рассмотрим Китай. Чтобы выполнять в этой стране производственные операции, западные компании часто должны учреждать совместные предприятия с китайскими партнерами. Однако китайские производители быстро перенимают опыт и технологии Запада и начинают выпускать продукцию, напрямую конкурирующую с товарами вчерашнего партнера. Недавно также выявилось еще одно неприятное следствие оффшоринга: когда потребители узнают, что товар был хотя бы частично произведен не на Западе, они ожидают снижения его стоимости. Это уже ощутили немецкие автопроизводители – клиенты потребовали продавать им автомобили по более низкой цене, узнав, что они собраны из компонентов, произведенных в Словакии.
Перенос производства в «дешевые» развивающиеся страны обычно делается с целью снижения затрат на рабочую силу, однако при этом учитываются далеко не все факторы. Недавние исследования выявили, что неэффективная организация труда и недостаток опыта и квалификации рабочих в развивающихся странах дорого обходятся западным компаниям. К тому же, местные партнеры и власти не всегда выполняют предварительные договоренности, позволяющие обеспечить планируемое снижение затрат на рабочую силу. В итоге, если подсчитать затраты на единицу продукции, 75% так называемых дешевых производственных мощностей обходятся на деле дороже, чем аналогичные западные производства.
Еще один фактор, приводящий к удорожанию затрат на оплату труда в развивающихся странах, – трудности с наймом квалифицированного персонала на административные позиции и высокие зарплатные ожидания таких сотрудников. Даже в регионах с высоким уровнем безработицы практически невозможно найти «белых воротничков», которые согласились бы на оплату труда ниже, чем у их западных коллег. По оценкам экспертов, около 25% китайских менеджеров на производственных предприятиях получают зарплату на 20% выше, чем их западноевропейские коллеги. Если же и есть исключения, они, как правило, отличаются низкой лояльностью и меняют работу, не раздумывая, как только другая компания предложит им чуть более выгодные условия. В таком случае компания теряет еще и средства, затраченные на обучение и развитие этих сотрудников.
При расчете затрат обычно используются математические модели, не учитывающие значение политического фактора. Включение его в вычисления показало бы, что в целях снижения издержек на оплату труда иногда проще договориться с европейским профсоюзом или властями, чем обратить свой взор на Восточную Европу или Азию. GM даже устроила соревнование между своими заводами в Европе, чтобы определить, какой из них обеспечит наиболее эффективные условия производства. В результате изготовление новой модели Saab было перенесено из Швеции в Германию.
Принимая решение о переносе производства в развивающиеся страны, руководство компании также должно учитывать цепочку поставок и инфраструктуру. Бывает, что организация поставки сырья и вывоза готовой продукции и построение с нуля инфраструктуры в слаборазвитом регионе обходится значительно дороже, чем в непосредственной близости к штаб-квартире компании, хотя формально производственные расходы отличаются в пользу оффшора. Нужно обращать внимание на дорожно-транспортную инфраструктуру, связь, качество энерго- и водоснабжения в том месте, где может расположиться производство компании, и помнить: обещания местных властей, что инфраструктура будет улучшена, как только здесь начнет работу завод или фабрика, часто не выполняются.
О чем себя спросить?
Чтобы понять, выгоден ли компании оффшоринг, нужно проанализировать ситуацию на нескольких уровнях:
Уровень внутренних процессов. Иногда достаточно изменить технологию существующего производства, чтобы оно стало более эффективным, чем гипотетические мощности в развивающихся странах.
Структурный уровень. Иногда более выгодно перенести в «дешевый» регион не все производство, а лишь изготовление простых деталей, не требующее отладки сложных технологических процессов или особой квалификации персонала.
Системный уровень. Иногда проще наладить эффективную систему производства, то есть правильно организовать производственные операции, не в развивающейся стране, а в Западной Европе.
Производственный уровень. Безработица обеспечивает существенные ограничения в оплате и условиях труда в развивающихся странах, по сравнению с развитыми. Однако и в последних профсоюзы сегодня намного более сговорчивы, чем еще несколько лет назад. Ради сохранения производства в целом они готовы на существенные уступки в части продолжительности рабочего дня, количества нерабочих дней, планов сокращения персонала и т.д.
Оптимальное решение зависит также от ответов на следующие вопросы о технологиях и производственных процессах:
– Они запатентованы?
– Это ключевые компетенции компании?
– Они более доступны на традиционных рынках?
– Они больше капиталоемкие, чем трудоемкие?
– Они зависят от корпоративных ноу-хау?
Чем больше отрицательных ответов на эти вопросы, тем выше вероятность, что производство можно смело переносить в оффшор.
Материал на основе статьи Relocate? Transform? Which Option Is Right? из журнала Strategy+Business подготовила Светлана Шишкова, E-xecutive