Большинство предприятий металлургического и машиностроительного сектора Украины работают в непростых условиях: проблема оккупированных территорий, которая обернулась вопросами с поставками сырья, перманентная угроза повышения железнодорожных тарифов, грозящая существенным ростом затрат, а на некоторых предприятиях еще и близость к линии столкновения. Отток квалифицированного персонала в 2018 году может обернуться в ближайшие годы серьезной проблемой для многих градообразующих предприятий. Компании этих двух секторов вкладывают огромные деньги в социальные программы и вовлечение местного населения в развитие городов, но эффективность программ зависит от общественно-политической ситуации в стране.
А вот репутация энергетических компаний всецело зависела от двух факторов: для частных компаний — аргументация коммунальных тарифов и формулы “Роттердам+”, а для госпредприятий — еще и обвинения в коррупционной деятельности. Все это максимально заполитизировало отрасль, поставив ее в статус одной из самых нерепутабельных сфер украинской экономики, в отличие от нефтегазовой отрасли, которой удалось преодолеть репутационный гэп. Впрочем, успешная приватизация и прозрачная собственность энергосектора смогут существенно исправить ситуацию в 2019-м.
Ожидаемо, что ТОП-10 компаний нефтепереработки и топливного ритейла возглавили крупнейшие операторы на рынке топливного ритейла, которые непосредственно взаимодействуют с конечными потребителями и которым приходится больше работать в сфере репутационного менеджмента. В тройке лидеров “Континиум” (управляет АЗК под брендом WOG), КЛО (KLO) и “Концерн Галнафтогаз” (ОККО).
Причем столь высокое место KLO было обеспечено благодаря совместному проекту с государственной компанией “Укргаздобыча”. Последняя начала реализацию топлива производства Шебелинского нефтеперерабатывающего завода под торговой маркой Shebel в сети АЗС.
Шебелинский нефтеперерабатывающий завод с 2018 года полностью перешел на выпуск нефтепродуктов стандарта Евро-5, которые по своим техническим, эксплуатационным и экологическим характеристикам ничем не уступали своим зарубежным аналогам. Собственно, качество нефтепродуктов стало самым слабым местом в работе топливного рынка в 2018 году, а не в сфере обслуживания, как ожидалось.
По данным Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ), за прошлый год в стране было продано до 1,2 млн тонн горючего за пределами легальных АЗС. То есть в тени находилось от 30 до 50% розничного рынка, в зависимости от региона и вида продукции. В этом году, по прогнозам НАУ, данный показатель достигнет 1,5 млн тонн. В общем, в 2019 году акцент в работе с репутацией будет снова в рамках борьбы за качество топлива.
Пристальное внимание к рынку газа со стороны всех стейкхолдеров (от государства до конечных потребителей природного газа) к вопросу цены свело работу целого сектора к политическим декларациям и многочисленным кадровым решениям в госкомпаниях. В результате лидерами репутационного менеджмента стали не компании, увеличивающие производственные показатели, а те, кого чаще всего упоминали в СМИ из-за возможных отставок и скандалов в тендерной политике.
Хотя в целом имидж отрасли становится все более позитивным, ведь для многих областей добыча углеводородов — источник доходов половины местных громад. В 2018 году благодаря принятому закону о децентрализации 5% рентных платежей остаются в областных, районных, городских, поселковых и сельских бюджетах, 3% из которых получают бюджеты объединенных территориальных громад. Запасы газа и нефти для жителей регионов — чуть ли не единственная возможность иметь ресурс для улучшения социальной инфраструктуры на местах. В 2018 году нефтегазовая отрасль стала самой динамично растущей сферой в Украине в достижении целей управления репутацией.
Как говорит начальник отдела по коммуникациям ДТЭК Нефтегаз Александр Шевелев, исторически газодобыча — это сложная и коммуникационно закрытая отрасль, где за десятки лет среди региональных аудиторий укоренились мифы о технологиях добычи: