Расследование начато в отношении нитрата аммония и известково-аммиачной селитры, карбамида и карбамидно-аммиачной смеси. Также объектом расследования стали удобрения минерального происхождения с содержанием азота и фосфора и минеральных удобрений с содержанием азота, фосфора и калия, которые классифицируются по коду УКТВЕД 3105 независимо от страны происхождения и экспорта.
Расследование начато с подачи холдинга OstChem, принадлежащего Дмитрию Фирташу. Пикантности этой новости придает тот факт, что не далее как в июле Антимонопольный комитет Украины по результатам проведенного расследования пришел к выводу, что OstChem является, по сути, монополистом на украинском рынке азотных удобрений и злоупотребляет своим положением. В результате цены на азотные удобрения на внутреннем рынке превышают цены экспорта из Украины на 20–50%.
Начатое расследование вызвало негативную реакцию со стороны украинских аграриев и трейдинговых компаний, занимающихся поставками в Украину минеральных удобрений.
“Расследование МКМТ может привести к тому, что будут существенно ограничены поставки в Украину удобрений из США, Турции, Египта и стран ЕС, притом что сама Украина не производит в полном объеме все необходимые удобрения”, — отмечает глава Всеукраинской Аграрной Рады Андрей Дикун.
Согласно закону Украины “О применении специальных мер относительно импорта в Украину”, следующими решениями МКМТ еще до завершения расследования может стать применение предварительных специальных мер:
☑️ введение надзора за импортом удобрений, что фактически означает квотирование поставок;
☑️ введение специальной временной таможенной пошлины для импортируемых удобрений, которые являются объектом расследования.
А по итогу расследования Комиссия может ввести дополнительные таможенные пошлины на удобрения для отдельных стран, а также квоты.
Нетрудно догадаться, что в результате ограничительные меры приведут к дефициту многокомпонентных удобрений (NP/NPK) на украинском рынке. Собственное производство таких удобрений в Украине в 2018 году составило 250 тысяч тонн, в то время как фактическое потребление за тот же период достигло 1,8 млн тонн.
“В себестоимости продукции растениеводства минеральные удобрения составляют около 30%, поэтому квотирование поставок, которое может стать результатом расследования, приведет к уменьшению конкурентоспособности украинских аграриев на международном рынке и приведет к росту цен на сельхозпродукцию в стране”, — предупреждает Андрей Дикун.
Вследствие роста цен на удобрения аграрии будут вынуждены увеличить затраты на закупку удобрений либо сократить объемы их внесения, что приведет к снижению урожайности сельхозкультур.
“Сейчас уже наблюдается повышенный спрос на товарные остатки удобрений у трейдеров, а некоторые компании уже повысили цены”, — отметил глава украинского Союза производителей, импортеров и трейдеров агрохимии и агротехнологий Сергей Рубан.
В компании “БНХ Украина” (дочернее предприятие концерна “Белнефтехим”), которая поставляет в Украину нефтепродукты и минеральные удобрения, заверили, что не собираются повышать цены на удобрения. “Для нас украинский рынок является одним из приоритетных. В условиях сложившейся несуразной ситуации мы не станем повышать отпускные цены на удобрения нашего производства”, — сказал директор БНХ Украина Олег Величко.
С 2014 года в Украине для ограничения поставок минеральных удобрений производства России поступательно вводились различные меры, которые в мае 2019 года завершились полным эмбарго на импорт удобрений из РФ.
Дальнейшее ограничение поставок, вне зависимости от страны происхождения, которое может стать результатом расследования МКМТ, может поставить под угрозу подготовку к посевной следующего сезона
Именно в осенне-зимний период аграрии закупают основные объемы удобрений для следующего сезона.
Всеукраинская аграрная рада вместе с другими аграрными объединениями страны (“Аграрный союз Украины”, Всеукраинская ассоциация сельских и поселковых советов, “Украинский клуб аграрного бизнеса”, “Союз птицеводов Украины”) направила открытое письмо президенту Владимиру Зеленскому с просьбой вмешаться в ситуацию и не допустить введения искусственных преград для работы украинских аграриев и тем самым защитить интересы отечественного АПК.