Пандемия коронавируса спровоцировала настоящую борьбу за кофейные зерна в прошлом месяце.
Спрос на кофе вырос в то время как наблюдаются сбои в поставках, пишет Financial Times.
Глава второго по величине кофейного кооператива Бразилии «Минасул» Хосе Маркос Магальес рассказал о значительном увеличении поставок в Европу и Северную Америку. Его компания рассчитывала отгрузить 400 тыс. мешков (по 60 кг бобов) за весь 2020 год, но заказы уже превысили этот уровень в марте. Сейчас Магальес прогнозирует, что экспортные продажи в этом году превысят 800 тыс. мешков — что вдвое больше прошлогодних 360 тыс.
«У нас очень высокий спрос, в основном из Европы. Также, потребление увеличилось в супермаркетах в США, и они хотят пополнить запасы», — сказал он.
Цены на кофе упали, когда в начале кризиса китайские кафе закрылись. Но потом, цены восстановились, так как крупные ростеры кофе, такие как Nestlé, JAB и Lavazza, бросились скупать кофейные зерна. Фьючерсный ориентир на высококачественную арабику, продаваемую в Нью-Йорке, вырос с начала февраля на 20% до $1,20 за фунт, что делает его одним из самых эффективных товаров в мире. За тот же период нефть упала более чем на 40%, а цена на медь снизилась примерно на 8%.
Пока что в этом месяце цены колеблются, но в фокусе остаются риски с точки зрения предложения, так как запасы сокращаются перед урожаем в ключевых странах-производителях арабики в Латинской Америке. Постоянно низкие цены в 2018 и 2019 годах привели к тому, что многие производители отказались от своих ферм, а экспорт из таких стран, как Гондурас и Колумбия, упал из-за снижения урожайности.
Сертифицированные акции арабики на бирже ICE, рынке последней инстанции для покупателей зерен, с начала февраля упали на 11% до двухлетнего минимума.
«Существует дефицит промытой арабики», — сказал исполнительный директор Федерации колумбийских производителей кофе Роберто Велес, говоря о зернах высшего сорта, обработанных для более мягкого и чистого вкуса.
Даже в Бразилии, крупнейшем в мире производителе и экспортере, некоторые покупатели не смогли найти столько поставщиков, сколько им хотелось бы.
«Запасы низкие, и мы не смогли выполнить все запросы. В результате мне приходится придираться к заказам, но это потому, что мне не хватает кофе», — сказал Магальес.
Надежды производителей возлагаются на сбор урожая в Бразилии, который начинается в мае, и на второй урожай в Колумбии, который начнется в конце этого месяца.
Аналитики ожидают, что цены будут плавающими, так как трейдеры пытаются угадать, возможно ли будет собрать, обработать и транспортировать урожай из Бразилии, который, как ожидается, будет рекордно высоким. По мнению аналитика Rabobank Карлоса Мера, в стране может возникнуть нехватка трудовых мигрантов из-за нежелания людей перемещаться на большие расстояния.
«Что будет с урожаем, это большой вопрос», — сказал он, отметив, что пик пандемии в Бразилии ожидается в конце апреля — начале мая.
В Колумбии действуют ограничения на поездки, введенные национальными и местными властями, что создает проблемы для сбора кофе, сказал Велес.
Существует также неопределенность в отношении потребления. Потребительский спрос на упакованный кофе в марте подскочил, согласно данным компании по потребительским данным Nielsen, еженедельные продажи в США выросли на 73% по сравнению с предыдущим годом.
Но товарные брокеры Marex Spectron ожидают, что общий спрос снизится, поскольку домашнее кофепитие не может компенсировать недостаток потребления в таких сетях, как Starbucks и других заведениях. Rabobank сократил спрос на 0,4% в 2020 году по сравнению с 2,5% увеличением в 2019 году. Такое падение будет аналогичным уровню после финансового кризиса 2008 года.