Дизайн решает конкретную задачу и не пытается сказать ничего «сверх». Поэтому смело убирайте из вашей оценки субъективные суждения «нравится – не нравится».
Материал подготовил Кирилл Кольченко, арт-директор Stem Design.
Исполнителю же необходимо создавать дизайн, решающий проблему, а не выражающий его личность, а заказчику – трезво оценивать результат и ориентироваться на то, что нужно пользователю.
Перечисляем 7 принципов дизайна, которые помогут справедливо оценивать дизайн-проекты.
…а командная работа разных специалистов. Чем более разные специалисты участвуют в процессе создания проекта, тем эффективнее в итоге будет работать дизайн.
Искусствоведы проводят стилистический анализ художественного произведения, ищут ассоциации, архетипы, которые помогут интерпретировать работу автора. В дизайне сам автор не важен. Не важны его мысли, бессознательное, личное. В том числе поэтому индивидуальная работа почти всегда по качеству уступает групповой.
UI-дизайн стоит оценивать прежде всего с точки зрения функциональности: он должен помочь людям в поиске необходимой информации в кратчайшие сроки.
“Дизайн – это не то, как предмет выглядит, а то, как он работает.” – Стив Джобс
Есть, конечно, и имиджевые сайты, в которых эстетика тоже становится функцией. Такие сайты призваны создавать устойчивую эмоциональную связь между продуктом, брендом и пользователем.
Если говорить о бренде и айдентике, первым принципом будет последовательность, когда все элементы дизайна образуют единое визуальное целое. Вторым – самобытность, которая определяет уникальность бренда.
В отличие от искусства дизайн можно объяснить и разложить «по полочкам».
Для примера разберем один из последних кейсов признанной нью-йоркской дизайн-компании Pentagram – фирменный стиль для европейской венчурной компании Index Ventures.
После тщательного изучения культуры, модели и практики компании дизайнеры Pentagram выяснили, что Index Ventures скорее дает возможности, чем контролирует. Эта философия прослеживается в типе отношений, которые они поддерживают со своими инвестиционными компаниями, что отличает их от других венчурных фондов.
На основе этого принципа Pentagram разработали яркий графический символ, отражающий сильную, целеустремленную культуру и стиль компании. «Рука» служит визуальной метафорой качеств Index Ventures, поддерживающих и вдохновляющих, жизненных и разносторонних. Красные и монохромные цветовые палитры и шрифты, а также асимметричные макеты отражают семейное наследие фирмы и швейцарское происхождение.
Разбирая дизайн на части, мы затрагиваем не только визуальные моменты, но и взаимоотношения с пользователем. Ошибочно считать, что дизайн – это только визуальное отображение философии или принципов бизнеса. Дизайнерское решение может быть глобальным. Например, автомобили «Тесла» – это дизайнерское решение проблемы загрязнения окружающей среды выхлопными газами.
Безусловно, автомобили «Тесла» не были на рынке электрокаров первыми, но функциональное решение в совокупности с эстетической составляющей покорило сердца покупателей.
Очень часто, оценивая дизайн, люди начинают искать тайные смыслы, ассоциации, метафоры. Не стоит этого делать.
В искусстве нет пользователя, но есть зритель. Он не взаимодействует с произведением напрямую, а только по-своему интерпретирует монолог автора. С дизайном иначе: это всегда диалог.
Вот пример такого диалога. В современных мобильных приложениях большая часть кнопок сместилась вниз, в область взаимодействия с большим пальцем.
«Зона большого пальца» – важный элемент в дизайне UX / UI и при разработке мобильных приложений. Специалист создает всю навигацию и важные клики в этой зоне, чтобы пользователь мог легко перемещаться по экрану.
Это нестрашно, если дизайн тривиальный. Даже наоборот, иногда именно это гарантирует то, что дизайн будет понят потребителем и функционален. Не всегда дизайн содержит сложные смыслы, знаки и символы.
Базовые критерии оценки подходят для любого дизайнерского продукта.