Иностранные fashion-ритейлеры до войны занимали 78% украинского “организованного” ритейла (ТРЦ + магазины). После полномасштабного вторжения закрылись магазины самых крупных игроков – Inditex и H&M, пишет “Forbes Украина” со ссылкой на гендиректора компании Pro-Consulting Александра Соколова.
За пределом ТРЦ украинские производители также отставали. В 2021-м ассоциация “Укрлегпром” оценивала долю украинских производителей на рынке одежды только в 11%, более 30% приходилось на контрабанду и секонд-хенд, остальное – на иностранные бренды.
Война предоставила украинскому бизнесу шанс нарастить присутствие на рынке. Магазины испанской группы Inditex, производящей Zara, Bershka, Pull&Bear, и шведского H&M не работают уже свыше 14 месяцев.
В “организованном” ритейле первенство все еще удерживают иностранцы. Около 10% приходится на польскую LPP SA (Reserved, Cropp, House) и 7% – на турецкую LC Waikiki.
При этом все ведущие украинские бренды смогли увеличить выручку за прошлый год. Так, выручка Goldi (“Ленокомбинат”) выросла на 22%, до 735,4 млн грн, VOVK – на 6,5%, до 40,6 млн грн. А доход польской LPP в Украине снизился на 20%.
Украинским компаниям было сложно конкурировать с Inditex и H&M. Их временное отсутствие помогло привлечь внимание к украинским брендам. К примеру, выручка у бренда Kachorovska выросла на 10%, а средний чек – на 40%.
CEO Arber Вадим Золотаревский отметил, что им удалось заменить Zara и Massimo Dutti. В прошлом году бренд расширил женскую коллекцию на 30%. Общий спрос вырос на 20%.
Об улучшении заявляют и производители тактической военной и универсальной одежды. Основатель Bezbrendu Сергей Самарский рассказал, что спрос на fashion-одежду уменьшился. Люди стали больше покупать универсальные вещи. Выручка компании в прошлом году выросла на 30%.
Однако Самарский из Bezbrendu отмечает уменьшение целевой аудитории, Kachorovska видит перспективу в регионах. Arber делает ставку на экспансию за пределами Украины.